|
|
Выступление Е.Л. Зубашева на открытии института
|
|
Приведем некоторые положения, помятуя о том, что это было началом начал, обозначенных первым директором ТТИ, его лучших традиций. «Сегодня с этого часа мы приступаем к занятиям и, хотя торжественное открытие Томского технологического института Императора Николая II состоится несколько позже, фактически он вступает в жизнь с сегодняшнего дня. Поздравляя всех здесь собравшихся с этим торжеством, я считаю долгом обратиться к вам, молодые люди, с напутственным, если можно так сказать, словом. Каждый из вас вступил в это учебное заведение вполне сознательно, желая здесь почерпнуть известный запас знаний, дисциплинировать свой ум, сознательно укрепиться в тех нравственных устоях, которые внушали вам с детства, одним словом, запастись всем необходимым, что дает человеку право сознавать себя высшим творением Бога, дает ему возможность быть полезным деятелем на известном поприще и полезным членом общества вообще. Старших товарищей у вас здесь нет, а традиции вырастут только в будущем, и семена для них мы вместе с вами будем только сеять. Вот почему я хотел несколько осветить вам путь, высказать пожелания, какого рода семена должны мы посеять, чтобы выросшие традиции служили путевой звездой и вашим последующим товарищам. Томский технологический институт есть высшее учебное заведение, имеющее целью подготовить молодых людей к самостоятельной деятельности в различных областях техники, для чего необходимо им сообщить известный запас знаний, выработать в них способность к самостоятельному мышлению, к самодеятельности. «Инженер», как и самое название – слово инженер происходит от французского «s ingenier», что значит вдумываться, ухитряться – есть руководитель работы. На его обязанности лежит обдумать и составить проект сооружения или работы и руководить его исполнением. Его проект должен быть, во-первых, теоретически обоснован, т. е. в нем должна заключаться гарантия целесообразности и его прочности, во-вторых, он должен быть практически выполним, и, в-третьих, должна быть предусмотрена его экономическая выгодность. Ясно из этого, какова должна быть подготовка инженера. В основу инженерного образования, прежде всего, должна быть положена теоретическая подготовка: основательное изучение физики, химии, механики и математики. Три из этих наук занимаются изучением законов природы или законов явлений, происходящих в природе. Математика представляет один из методов исследования, дающий наиболее удобный путь к обобщениям. Не зная математики, трудно понять и уяснить себе сущность физических и механических законов. Что касается второго требования от проекта инженера - практической выполняемости, это подразумевает, что инженер должен быть хорошо знаком с практикой дела соответствующей специальности. Замечу, что только при полной гармонии теории с практикой получаются блестящие результаты.
|
|
Изучение экономических основ также чрезвычайно важно. Преподавание в институте и поставлено сообразно вышевысказанным требованиям. Первые два года преподаются теоретические науки, затем идут науки прикладные с практическими занятиями. Наряду с этим преподаются черчение и его научные основы, излагаемые в начертательной геометрии и рисовании. Черчение – язык инженера, с помощью которого он излагает свои предложения, проекты с такой полнотой и ясностью, как это невозможно сделать на другом языке; всякий инженер должен изучить этот язык в совершенстве, а потому преподавание черчения проходит через весь курс. На старших курсах черчение переходит в проектирование. Рисование также чрезвычайно важный предмет для инженера. И, наконец, в заключение преподаются экономические основы применения того или иного метода работы. Кончающий курс имеет достаточные основы для самостоятельного дальнейшего усовершенствования и самостоятельной деятельности. Учебное заведение дает только основу, канву, на которой можно рисовать все, что угодно. Следует сказать, что применения на практике изученных способов работы требуют навыка, сноровки, а это достигается со временем, да и теоретические основы выясняются все более и более при постоянной неусыпной работе, не говоря уже о том, что жизнь идет вперед. Только тот будет на высоте своего призвания, кто никогда не оставит учиться и работать.
|
|
Перехожу теперь к изложению способов преподавания. Вы взрослые, поступившие вполне сознательно, имеющие определенную цель, а потому следить шаг за шагом за занятиями является не только лишним, но и вредным; здесь молодые люди должны выработать в себе самодеятельность, умение разбираться самостоятельно, а потому в высших учебных заведениях предоставляется значительная свобода в распределении времени занятия; здесь принята лекционная система. На лекциях вам будут излагать общие положения наук, здесь вы и должны черпать тот запас знаний, который вам необходим, но одного слушания лекций недостаточно, недостаточно только услышать, необходимо самому продумать и переварить смысл слышанного, дабы оно всосалось в плоть и кровь, а потому важно, кроме посещения лекций, работать дома самостоятельно последовательно и систематично. Вам в помощь предлагаются практические занятия по различным предметам в группах по 30–35 человек. Для каждой такой группы будет назначен руководитель. Руководитель будет вам разъяснять непонятные места, будет предлагать вам задачи, решение которых еще более уяснят общие положения и приучат вас мало-мальски разбираться самостоятельно. Исправное посещение лекций и практических упражнений, систематические домашние задания, именно математические, гарантируют ваш успех. Должен предупредить, что если вы упустите время в году, во время экзаменов не наверстаете того, что упустили; время экзаменов, собственно говоря, есть потерянное время, оно должно быть по возможности сокращено. Для лиц, работавших систематически, длинный период экзаменов является лишним, а для лиц не работавших – бесполезным, ибо спешные познания не прочны. Длительный период экзаменов, а также длинные зимние каникулы делают учебный год чрезмерно коротким. Так у нас нормальный учебный год длится 23–24 недели, а за границей – 34. Поэтому в ТТИ сроки, как экзаменов, так и каникул, будут сокращены».
|
|
Не забыл Ефим Лукьянович и про досуг. «Отдохнуть, провести некоторые часы досуга в кругу друзей, товарищей, несколько развлечься необходимо и, хотя Томск представляет довольно удобств в этом отношении: два театра, вечера в Общественном собрании, но, кроме того, мы постараемся и в этом отношении организовать хор, оркестр, чтобы студенты имели возможность и здесь развлечься для удовлетворения эстетических потребностей, помня при этом, что "делу время, потехе час"». Затронул директор и воспитательный момент в период вузовского обучения: «Я должен сказать, что кроме знаний в высших учебных заведениях приобретается еще общее развитие, благодаря которому вырабатывается правильный взгляд на жизнь, правильное отношение к существующему порядку, здоровые нравственные принципы. Достигается это вследствие общения с товарищами, профессорами и руководителями, а также проникновения традициями учебных заведений». При этом Е.Л. Зубашев высказал пожелания, чтобы в вузе создавалась здоровая атмосфера для главного его назначения – образования. «Я желал бы, чтобы было ясное осознание необходимости подчинения закону и основанным на нем требованиям. Неисполнение закона влечет за собой анархию, а анархия не терпима ни в одном культурном обществе». На эти слова хочется обратить особое внимание, так как они являются доказательствами несостоятельности обвинений, предъявленных в дальнейшем директору попечителем учебного округа Лаврентьевым в его сочувствии к студенческим беспорядкам и революционным призывам к свержению царизма. В заключение речи Е.Л. Зубашев сказал, что традицией вуза должна быть «...любовь студентов к тому высшему учебному заведению, которое является для них по старому выражению "alma mater", другими словами, "духовной матерью"». И вновь он подчеркнул, что вуз не должен быть ареной политической борьбы: «...чтобы охранять свою alma mater от всяких треволнений, от всего, что может нарушить правильный ход течения ее умственной жизни».
|
|
|
|
|
|