|
|
Объяснительная записка к учебному плану
|
|
Приведем основные положения записки: «В настоящее время с проведением Великой Сибирской дороги, надо ожидать, торговля и промышленность сильно разовьются, появится большой спрос на интеллигентного техника, и потому возможно скорое осуществление постановления Государственного Совета от 14 марта 1896 года и высочайшего повеления от 29 апреля 1896 г. об открытии в Томске высшего технического учебного заведения является необходимым... При выборе характера высшего технического заведения необходимо отдать предпочтение заведению политехнического характера пред высшей технической школой с одной какой-нибудь узко обособленной специальностью уже вследствие разнообразия потребностей края». Эта основополагающая мысль определит главный стержень успешного развития вуза в его последующие годы деятельности. Далее он объясняет все преимущества этого типа образовательного учреждения: «При изменившихся условиях промышленности, политехническая система, вследствие своей гибкости, применяется без затруднения к новому требованию. Совершенство преподавания много выиграет от соединения в одном заведении нескольких специальностей. Вообще, каждое отделение политехнического заведения значительно подкрепляется от соединения с остальными. Что касается приглашения профессоров и их взаимного дополнения, то высказанные выше доводы в пользу политехнического института по отношению к Томску являются очень существенными, вследствие отдаленности и обособленности Томска от других культурных центров Европейской России. Представляется потому желательным в Томске политехнического института с четырьмя отделениями: механическим, химическим, инженерно-строительным и горным». При этом Е.Л. Зубашев сослался на опыт организации Киевского политехнического института Императора Александра II, созданный благодаря министру финансов С.Ю. Витте. Доказывая в записке необходимость открытия инженерно-строительного отделения, «подготавляющее деятелей по путям сообщения», он пишет: «Спрос на инженеров путей сообщения уже в настоящее время, с проведением железной дороги, очень велик и увеличится еще значительно при развитии побочных линий, а также подъездных путей. Достаточно напомнить факт, что на Средне-Сибирской железной дороге не все начальники дистанций имеют дипломы высших технических учебных заведений, а помощники начальников исключительно практики». И через несколько лет, как и указывал Е.Л. Зубашев о преимуществе политехнического вуза постоянно развиваться с учетом потребностей общества, его слова сбылись. В 1909 году инженерно-строительное отделение расширится, появится новая специальность «архитектура», ввиду бурного развития сибирского градостроительства.
|
|
Что касается горного отделения, то директор настаивает в своем проекте: «Горное отделение является совершенно естественным дополнением, так как горное дело в Сибири всегда было развито в большей или меньшей степени, главным образом, в смысле добывания различных металлов, в последнее же время развивается каменноугольная промышленность». Позже, подводя итоги 3-летней деятельности Томского технологического института, Е.Л. Зубашев в газете «Сибирская жизнь» в ноябре 1903 года раскроет и такую подробность: «При проведении устава Томского технологического института в Государственном Совете были большие возражения против открытия Горного отделения и только благодаря поддержке министра финансов Витте институт был утвержден с четырьмя отделениями». При отстаивании вуза политехнического типа директор учел еще один немаловажный аргумент – финансовый: «Общие лаборатории и кабинеты, общие кафедры и одна администрация вместо нескольких влекут за собой заметное понижение расходов как единовременных, так и ежегодных». В записке в Министерство народного просвещения профессор Зубашев предложил и новые взгляды в системе преподавания – широкое развитие практических занятий вместо традиционных для технологических институтов репетиций. Представление оканчивающим курс, кроме дипломного проекта, еще и дипломную работу, самостоятельную научную работу, приучающие студента пользоваться литературными источниками и научными методами исследования. Когда с 1903 года начал издаваться журнал «Известия ТТИ», в нем публиковались и лучшие дипломные работы. Для дополнительного привлечения студентов к творческой деятельности в первые годы деятельности вуза были созданы также студенческие технические кружки, возглавляемые профессорами. В 1907 году в институте были учреждены медали (золотые и серебряные) и премии за лучшие студенческие сочинения на специальные темы, объявляемые ежегодно собраниями отделений. Все сочинения, удостоенные золотой медали, печатались в «Известиях ТТИ» полностью или в извлечениях. В дальнейшем научно-исследовательская работа студентов (НИРС) получит новый импульс развития и станет одной из лучших традиций вуза. В целях приспособления нового института к потребностям Сибири профессор Зубашев указывал на необходимость развития специализации и разделения читаемых курсов на общие и факультативные. Для механического отделения намечались подотделы: фабрично-заводской, железнодорожный и электротехнический; были предусмотрены особые курсы сельскохозяйственных машин и пароходов. На химическом отделении предполагалось усиление преподавания металлургии для подготовки необходимых Сибири химиков-металлургов.
|
|
Особое внимание в записке профессора уделялось необходимости «щедрого» оборудования механических мастерских и различных лабораторий: химических, физических, механических и горных, устройство газового завода и электрической станции, «...которые должны служить не только для узко-учебных целей, но и для производства различных опытов и исследований с целью развития технических знаний и приложения их к естественным богатствам Сибири». Исходя из этого, в смету по устройству и оборудованию Томского технологического института были внесены значительные суммы на эти учреждения. Отметим ряд других особенностей ТТИ, привнесенных им в Устав, позволивших установить высокий уровень научной подготовки профессорского состава. «В других специальных учебных заведениях Министерства народного просвещения для занятия кафедры по специальному предмету не требуется ничего, кроме окончания курса в высшем учебном заведении. В Томском институте, согласно §8, кафедры могут быть замещаемы только лицами, выдержавшими испытания и защитившими диссертации, за исключением лиц, приобретших известность практическими работами или научными трудами (§9). Замещение свободных кафедр в институте проводится по конкурсу». И еще одно существенное нововведение, позволявшее вузу создавать условия формирования в ТТИ педагога-ученого. Так в статье «хозяйственные расходы» Е.Л. Зубашев предусмотрел ассигнование на учебные командировки по Сибири. При этом он не забывает о важности материального фактора. В частности, в записке говорится: «Что касается штата, то по примеру томского университета содержание профессоров назначено полуторное по сравнению с содержанием профессоров высших учебных заведений европейской России». Нужно отметить очень смелый шаг директора Е.Л. Зубашева, впервые ограничивавший полномочия инспекции в высшем учебном заведении России. В отличие от университетского устава, по которому инспектор находится в прямом подчинении попечителя учебного округа и назначается им, в ТТИ избрание инспектора предоставлено директору, которому он и подчиняется.
|
|
|
|
|
|