Стромберг Армин Генрихович
Заслуженный профессор ТПУ
Главная > Стромберг А.Г. > Заключение в Нижнетагильском лагере > Джаз
Джаз

Во второй половине пребывания в лагере я стал принимать участие в репетициях и выступлениях джаза. При кирпичном заводе и лагере был клуб, в котором был небольшой кинозал. Не с постоянной киноустановкой, а времянка с переменным кинопроектором. И время от времени нам показывали фильмы. В этом клубе было старенькое, разбитое, расстроенное пианино. В часы досуга я иногда играл на этом пианино свои пьески, которые знал наизусть. А потом меня пригласили принять участие в работе джаза. В нашем лагере было несколько бывших артистов джаза: руководитель джаза, саксофонист, и еще один. Все они были из одного ансамбля, кажется, из Ленинграда, немцы по национальности.

Всего в джазе было пять–шесть человек. Возможно, кто-то привез инструменты с собой, частично были в клубе. Периодически, особенно в праздники, мы собирались на репетиции. Ноты к известным мелодиям писал руководитель джаза, возможно у него что-то было привезено с собой. И праздники – ноябрьские, Новый год, майские — мы встретили в клубе. (Советские люди свято чтили и собирались именно на эти праздники). Один раз выезжали на Зай-гору, на глиняный карьер, где работала другая часть лагеря.

Кроме эмоциональной разрядки от такой голодной и однообразной жизни, участие в джазе давало получение неофициального дополнительного питания. Об официальном не могло быть и речи. Так, например, в столовой был один повар, большой любитель джаза, который во время своего дежурства по кухне давал членам джаза усиленные порции. В письме № 53 от 18 марта 1943 года я так вспоминаю подробности обеда, когда дежурил этот повар. «Во время ночного обеда я робко протягивал свой котелок и повар наполнял мой котелок густой баландой со дна — по крайней мере, три порции, и в глиняную миску дает еще грибов, не менее четырех порций. Я даже растерялся: грибы в баланду не положишь и съесть всю баланду мне казалось невозможным, но вот я принялся постепенно есть и съел весь котелок (не менее двух литров). Грибы всыпал в пустой котелок и принес домой. Придя домой, я съел половину своей пайки (обедали мы без хлеба и пайку съедали днем и вечером) и полмиски грибов».

(Письмо № 63 от 19 июня 1943 года). «<...> Пребываю в состоянии безразличного отношения к внешней жизни. Стараюсь занять свободное время чтением литературы, музыкой, письмами. О питании стараюсь не думать. Переложил на ноты «Синий платочек» и «Чайку» (слова новые на текущий момент). Это аранжировка для фортепиано популярных пьес для джаза. (Ноты отправлял сестре Марине в подарок, но они не сохранились). Был в кино на просмотре фильма «Валерий Чкалов». Сплю теперь на настоящей железной кровати, на которой раньше спал Рис. После отъезда Риса двухэтажную койку вытащили из комнаты. Угнетающе действует всякое отсутствие информации о внешних событиях. Получается впечатление, что вечно придется сидеть в этом Нижнем Тагиле».