|
|
|
По окончании школы возникает проблема моего обучения в вузе. В те годы это, действительно, была проблема, так как в вуз принимали, в основном, только «социально близких» и из рабфака, а я таковым не был (родители — служащие, а национальность — немец). Выход из положения нашелся в том, что мать работала преподавателем вуза. Это в определенной мере определило и мою специальность — химик. Было получено разрешение Министерства образования принять меня и Модеста в вуз. В 1927 г. поступаю на химическое отделение химико-металлургического факультета УИИ. Прием на химическое отделение составлял в то время 25 человек (одна группа). Состав группы был очень разношерстный. Наряду со мной — 16-летним мальчишкой — учился, например, рабфаковец Крюков в возрасте около 30 лет, участник гражданской войны. Училась переводчица НИИ в возрасте около 40 лет. Система обучения была балльная. Сумма баллов всех предметов за один курс обучения равнялась ста. Если студент к концу учебного года не набирал нужное число баллов, он автоматически оставался на повторный курс обучения. Некоторые студенты не торопились оканчивать вуз, если они хотели более глубоко изучить интересующий их раздел науки и имели возможность сколько угодно оставаться в стенах вуза. Никто не торопил. В числе их был, например, такой известный ученый, как С.В. Карпачев. Лекции по математике читали профессора Б.И. Смоленский и Н.П. Горин. Лекции по химии — профессора С.Г. Мокрушин (неорганическая) и И.Я. Постовский (органическая). Курс физической химии не читался, а запись в зачетную книжку по всему предмету делалась без экзамена на основе суммы зачетов по лабораторным работам (зав. кафедрой - доцент Г.И. Чуфаров).
|
|
Встреча выпускников в УПИ. 70-е гг. А.Г. Стромберг первый слева
|
| |
|
На третий год моего обучения в вузе (в 1929 г.), в связи с началом первой пятилетки (в 1930 г.), был провозглашен лозунг «Кадры решают все!» и издан приказ об «ускоренном выпуске» всех студентов, обучающихся в вузах. В результате я, вместо пяти лет, обучался в вузе три с половиной года. В мае 1930 г., в возрасте неполных 20 лет, получил удостоверение об окончании вуза по специальности «инженер-химик» (специализация «электрохимия»). Дипломной работы, конечно, не делал и технологические дисциплины прослушал кое-как. К счастью, отсутствие знаний по технологии не понадобилось мне в жизни, так как я был распределен сразу в НИИ и на заводе никогда не работал. Но и общие дисциплины (особенно физическая химия) были усвоены мною в вузе недостаточно глубоко. Поэтому сразу после формального окончания вуза я принялся за дополнительное самообразование. После окончания вуза я в течение нескольких лет продолжил свое музыкальное образование довольно оригинальным путем. Я договорился с бывшей известной пианисткой, в то время преподавательницей музыкального училища Вандой Антоновной Бернгард о том, чтобы она помогала мне «доводить до кондиции» музыкальные произведения, которые мне нравились и которые я разучивал наизусть. Кроме того, отчим играл на скрипке (самоучка, но с абсолютным слухом). Мы с ним переиграли большой репертуар музыкальных произведений для скрипки с фортепиано. Наше положение «людей второго сорта» находило «отдушину» в таком музицировании в семейном кругу.
|
|
|
|
|
|
|
|