Главная > ТПУ в годы войны > Учебно-методическая работа
Учебно-методическая работа
Самый главный труд студента – учеба, которая не прекращалась несмотря ни на что
Студенты энергетического факультета с профессорами и преподавателями. Весна 1945 г.
Основоположники энергетического образования в ТПУ
Защита дипломных проектов в Актовом зале главного корпуса
4 курс химиков Политехнического института, 1944 г.
Студентки МСФ ТИИ, 40-е гг.

В годы войны институт работал в составе пяти факультетов: механического, горного, химико-технологического, энергетического и геолого-разведочного. В марте 1945 г. был открыт электрофизический факультет. Увеличилась численность специальностей, с 18 до 25, по которым велась подготовка специалистов.

В первые месяцы войны профессорско-преподавательский состав провел большую работу по пересмотру учебных планов и программ в связи с сокращением сроков обучения с 5 до 3 лет и 4 месяцев. В учебные планы были включены новые курсы: военная химия, противовоздушная оборона предприятий, агротехника. С декабря 1941 г. введено всеобщее военное обучение. В программы ряда дисциплин включены или усилены разделы о развитии народного хозяйства в условиях военного времени. При составлении тематики курсовых и дипломных проектов учитывались конкретные требования местной промышленности, благодаря чему проектирование приобрело реальный характер.

По указанию Управления учебных заведений Всесоюзного комитета по делам высшей школы (УУЗ ВКВШ) были отменены зимние каникулы, месячные отпуска выпускников и вступительные экзамены в вуз.

Численность студентов в годы войны по сравнению с довоенным периодом резко сократилась, особенно в 1943, 1944 гг. В составе студентов увеличилась численность девушек. Увеличилось количество студентов заочного отделения более чем в 2 раза. В 1945/46 уч. году численность студентов дневного отделения в целом стабилизировалась. Состав студентов пополнился за счет демобилизованных из армии фронтовиков, которые внесли в студенческую среду высокое чувство ответственности, организованность и упорство в учебе.

К концу войны несколько улучшилась и материальная база института. В связи с начавшейся реэвакуацией в 1944 г. институту возвращены геологоразведочный, а в 1945 - главный корпус, некоторые общежития. Факультеты получили лабораторное оборудование. Начались восстановительные работы корпусов, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, где основной объем работ вновь выполняли студенты.

Учебный процесс вели высококвалифицированные преподаватели. В осеннем семестре 1941/42 уч. года в штате университета состояли 23 профессора, 48 доцентов, 12 старших преподавателей, из них 10 докторов и 45 кандидатов наук. В годы войны в институте работали эвакуированные ученые из различных городов страны, среди них профессора П.Л. Калантаров, А.Ф. Кетов, Н.И. Морошан, Д.А. Наследов, А.П. Окатов, Н.О. Оксрблол и другие. Своей добросовестной работой они внесли новую, живую струю в учебный процесс.

За годы войны сотрудники института защитили 8 докторских и 21 кандидатскую диссертацию, профессорам И.Н. Бутакову, М.К. Коровину, И.В. Геблеру и К.П. Персидскому присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники».

Несмотря на принятые меры по созданию условий для самостоятельной работы студентов, в первые годы войны значительным был процент неудовлетворительных оценок. На результатах сессии сказались и прием в институт без вступительных экзаменов, и работа студентов на производстве, и, наконец, тяжелые материальные и бытовые условия.

С 20 декабря 1942 г. по 10 января 1943 г. объявлена в институте «Сталинская вахта», а с 15 по 25 января 1943 г. – «Ленинская вахта» по ликвидации задолженностей. Зимняя сессия, несмотря на лучшую подготовку, прошла также напряженно. В весенний семестр для каждого студента-задолжника были определены жесткие сроки ликвидации задолженности, развернута организационно-воспитательная работа, в т.ч. соревнование между факультетами.

Девизом студентов стал лозунг: «Твой фронт - аудитория. Каждая пятерка - удар по врагу». Многие студенты следовали ему, стойко выдерживая все тяготы военного времени, и своей хорошей учебой показывали пример другим. Среди них были студенты: Н. Фигуровская, Т. Могилевская, В. Лукьяненок, А. Сергеева, А. Позолотин, Б. Виткина, В. Лопатинский, О. Шленкин, И. Волкова и другие. Несмотря на отрыв от занятий на различные работы, удалось улучшить положение с академической успеваемостью.

Систематически проводились общеинститутские и факультетские методические конференции. В 1943/44 уч. году прошла общеинститутская конференция с обсуждением доклада профессора И.Н. Бутакова «Об организации самостоятельной работы студентов», в ноябре 1944 г. - на тему «Характер, организация и проведение экзаменов». В феврале 1945 г. проведена межвузовская конференция по преподаванию графических дисциплин с участием преподавателей сибирских вузов. Опыт преподавания данных дисциплин в институте УУЗ ВКВШ был признан образцовым и распространен по другим вузам.

Одновременно проходили методические конференции на факультетах. В 1943 г. на механическом – «Методика курсового проектирования», на химико-технологическом – «О постановке дипломного проектирования». В этом же году впервые состоялась студенческая методическая конференция «Опыт работы отличников института».

В первом семестре 1943/44 уч. года в институте проведен конкурс на лучшую кафедру. Опыт проведения конкурса был обобщен и распространен УУЗ ВКВШ в виде информационного письма в другие вузы страны.

В годы войны учеными института подготовлены и изданы учебники: И.Н. Бутаков «Курс теплосиловых установок», М.К. Коровин «Историческая геология», Б.В. Тронов «Теоретические основы органической химии», А.А. Воробьев «Техника высоких напряжений», Г.И. Фукс «Техническая термодинамика», Ф.Н. Шахов «Теория контактовых месторождений», В.К. Щербаков «Несимметричные электропередачи», Е.М. Пухов «Электроснабжение промышленных предприятий». Ряд учебных пособий подготовлен для проведения лабораторных работ: М.Ф. Филиппов, О.А. Толокнов - по курсу электропривода, Е.А. Иванов и Г.О. Шавров — по общей электротехнике, Ю.Е. Неболюбов - по курсу релейной защиты. Изданные учебники и учебные пособия получили широкое признание научной общественности и студентов и сыграли неоценимую роль в подготовке инженерных кадров.

Большие усилия затрачены на организацию производственной практики. В начальный период войны из-за сложностей, связанных с эвакуацией значительной части предприятий, финансовыми и другими трудностями, на большинстве факультетов производственная практика фактически оказалась сорванной и изъята из учебных планов старших курсов. В последующий период, несмотря на трудности, удалось организовать практику студентам ГРФ, МФ, ХТФ на предприятиях Урала, Средней Азии, Сибири. Многие студенты успешно проходили практику на предприятиях Томска. Полученный опыт на производстве стал серьезным дополнением к теоретическим знаниям студентов.

За годы войны подготовлено 1146 инженеров по 21 специальности, из них 117 выпускников окончили его с отличием. Выпускники института военных лет трудились в разных районах страны и прежде всего в Сибири, своим трудом они приближали День Победы.



© 2019
Национальный исследовательский Томский политехнический университет