Главная > 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда
70 лет со дня снятия блокады Ленинграда

Мы победили, мы остались и сохранили на века...

В 2013 году в России отмечали памятную дату – 70 лет со дня полного снятия блокады с города Ленинграда  во Второй Мировой войне. В январские дни 1944 г. здесь продолжались тяжёлые ожесточённые бои за освобождение города от длившейся уже почти 900 дней вражеской блокады. Кроме самого города на Неве, называвшегося тогда Ленинградом, в суровые военные годы пострадали и прекрасные пригородные музейные ансамбли.

Блокада Ленинграда — это боль и смерть миллионов русских людей. Воспоминания, письма и дневники переживших блокаду, открывают нам ужасную картину.

Последняя из железных дорог, связывающих Ленинград с «Большой землей», была перерезана фашистами уже 27 августа 1941 г., а 8 сентября были перерезаны все сухопутные дороги, кольцо вражеской блокады окончательно замкнулось вокруг осажденного города. Блокада продолжалась 872 дня (с 08.09.41 по 27.01.44 гг.) и унесла жизни более 1 млн. ленинградцев (около трети жителей города), большая часть которых умерла от голода.

Нормы выдачи продуктов по карточкам снижались из декады в декаду, и к концу ноября 1941 г. были доведены до 250 г. хлеба по рабочим карточкам, и 125 г — для служащих, детей и иждивенцев, а вы­дача всех остальных продуктов практически полностью прекратилась.

Конец ноября - начало декабря 1941 г. стали критическими днями для жизни блокадного города. Запасов муки, даже при таких мизерных нормах выдачи, оставалось буквально на считанные дни, а навигации на Ладожском озере уже прекратилась из-за рано установившейся зимы. Ситуацию с голодом усугубляло отсутствие топлива и электроэнергии, а также прекращение функционирования водопровода и канализации.  Помимо этого Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до -40 градусов. Закончилось топливо, замёрзли водопроводные трубы — город остался без света и питьевой воды. Ещё одной бедой первой блокадной зимы стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Все это в декабре 1941 г. привело к резкому росту смертности населения, которая к февралю 1942 г. достигла 130 тыс. человек за месяц и превысила довоенный уровень смертности более чем в 40 раз.

Страшное испытание, которым стала Вторая мировая война в судьбе русского народа, сплотила абсолютно всех жителей нашей огромной страны. В трагические военные годы более 700 сотрудников и студентов Томского политехнического университета ушли на фронт, более 200 не вернулись…  Политехники сражались на всех фронтах Великой Отечественной, отстаивали и осажденный Ленинград.

Один из студентов – Пойзнер Константин Борисович – был командиром роты противотанковых ружей, самоотверженно защищавшей город. Погиб 29 сентября 1942 г. 

Выдающийся ученый Борис Петрович Вейнберг, в 1910-1920-х годах преподававший в Томском технологическом институте (ТПУ) - в годы ВОВ работал в блокадном Ленинграде. Когда началась Великая Отечественная война, Борис Петрович наотрез отказался эвакуироваться из Ленинграда. Он решительно отверг предложение одного из сыновей уехать в Йошкар-Олу, и предложение своего ученика  профессора ТИИ (ТПУ) А.Н. Добровидова – переехать на время войны в его томскую квартиру.

Борис Петрович Вейнберг внес  большой вклад в судьбоносный проект «Дороги Жизни», так как одним из направлений его научных трудов было изучение ледников и ледяных покровов, исследование физических и механических свойств льда. При его активном участии было рассчитано, какая толщина льда сможет выдержать необходимую нагрузку. Аномально холодная зима стала страшным испытанием для осажденных ленинградцев, но она же способствовала раннему формированию ледяного покрова.

Первый санный обоз с хлебом прошел по еще неокрепшему льду 20 ноября 1941 г., а 23 ноября по льду прошла первая автомобильная колонна (60 машин). Из-за хрупкости льда на каждую машину грузили всего 2-3 мешка провианта. Уже к началу декабря машины пошли по льду Ладоги с полной нагрузкой. Подвоз продовольствия в Ленинград рос изо дня в день, что позволило увеличить нормы выдачи хлеба уже с 25 декабря. Повторные повышения хлебного пайка произошли 24 января и 11 февраля, возобновилась также выдача по карточкам и других продуктов. Ледовая дорога функционировала до 15 апреля, когда температура воздуха уже достигала +12 "С. За это время обратными рейсами из блокадного города было эвакуировано более полумиллиона человек.

Умер Борис Петрович Вейнберг от голода в своей квартире 18 апреля 1942 г.

Воочию увидеть ужасы блокадных дней, пережить переправу по «Дороге жизни» выпало на долю Каргапольцевой Крискентии Григорьевны, ветерана Великой Отечественной войны, директора Научно-технической библиотеки ТПИ (ТПУ) в 1960-1970-х гг. Она принимала участие в боевых действиях под Ленинградом в составе 800-ого БАО, была сан.дружинницей. Вместе с батальоном отступала до Ленинграда, где с августа 1941 г. работала в Эвакогоспитале № 65. Крискентия Григорьевна стала одной из тех счастливчиков, которым удалось эвакуироваться из уже осажденного города. Из ее воспоминаний:

«…Переправлялись через Ладогу, под бесконечным обстрелом немецких самолетов, когда на глазах уходили под лед десятки таких же, как и мы, людей на машинах. Этого не забыть никогда…»

Вопреки всему, блокадники и их защитники всеми силами старались выжить и не дать умереть любимому городу!

Наш народ победил в Великой Отечественной войне и героически отстоял Ленинград благодаря всеохватывающему единению людей, их сил, веры, патриотизма!

Сотрудники и студенты Томского Политехнического университета с трепетом и благоговением чтят память о трагических событиях Великой Отечественной Войны, о блокадном кольце города-героя на Неве, о самоотверженной победе русского народа!

Пойзнер Константин Борисович
Каргапольцевa Крискентия Григорьевна
Вейнберг Борис Петрович


© 2019
Национальный исследовательский Томский политехнический университет