Всесибирский форум ученых
Первый Сибирский краевой научно–исследовательский съезд проходил в Новосибирске 15-21 декабря 1926 года. В его работе принимало участие 326 делегатов: работники науки, партийные, советские и хозяйственные руководители, деятели культуры. Совершенно необычным явлением стало присутствие на съезде 200 рабочих. Понятие «союз науки и труда» приобрело осязаемое выражение.
Всего на съезде были заслушаны 100 докладов, в т.ч. Гутовского Н.В. и Голышева Н.Я. «Подготовка кадров квалифицированных работников и научных исследователей Сибири». В докладе была показана недостаточная обеспеченность вузов научными работниками, что заставляло их работать с большой перегрузкой. В сибирских вузах в этот период было 157 профессоров (вместо 271, полагавшегося по штату),88 доцентов (вместо 132),199 старших и 265 младших преподавателей ( из полагавшихся 349 и 412 соответственно). На основании анализа положения с кадрами в высшей школе Сибири ректор Сибирского технологического института сделал вывод о необходимости усилить материальную помощь высшей школе, чтобы закрепить кадры ученых и создать лучшие условия для научных занятий. Расширить прием в аспирантуру сибирских вузов с 35 чел. до 133, так как подготовка аспирантов для Сибири в европейских вузах вела к оседанию там части научных работников, сделать упор на подготовку научных работников из местных жителей, привычных к климату и лучше знающих свой край. Уже тогда ученые верно сориентировались относительно принципов и путей подготовки для Сибири научных кадров и специалистов вообще, ведь от них в конечном счете зависит возможность проведения в жизнь намечаемых грандиозных планов. Лейтмотивом работы съезда стала мысль о необходимости объединить всех научных работников, все вузовские силы вокруг общего и главного дела – развития производительных сил Сибири.
Работа съезда проходила в 5 секциях: «Недра», где обсуждались вопросы, связанные с исследованием, учетом и использованием полезных ископаемых Сибири. Большое внимание было уделено Урало–Кузнецкой проблеме, в обсуждении которой приняли участие профессора М.А.Усов, Б.П. Вейнберг, Н.В. Гутовский.
На секции «Поверхность» шла речь об энергетических ресурсах и их использовании, о фауне, флоре, сельском и лесном хозяйстве Сибири. Секция «Связь» изучала состояние и перспективы железнодорожного, воздушного, водного транспорта, дорожного строительства и радиофикации края. Работа секции «Человек» была посвящена изучению населения Сибири, его истории, фольклора, искусства, культуры. На музейно-архивной секции рассматривались вопросы музейного строительства и архивного дела в крае, сибирской библиографии, археологии, охраны памятников природы, искусства и культуры.
Материальные трудности осложнили, но не остановили процесс собственно научного творчества в вузах. Понятно, что в условиях, когда основная задача состояла в том, чтобы сохранить научные коллективы от распада, а лаборатории – в рабочем состоянии, не могло быть речи об интенсивной исследовательской работе. Положение усугублялось разрывом связей с зарубежными научными организациями. Сама научная деятельность была для многих ученых лучшим средством поддержания рабочей «формы», помогала противостоять житейским трудностям. Отрывая от своего и без того скромного личного бюджета, немало ученых продолжало на собственные средства вести научные исследования.
«Как ни тяжелы были первые годы после Октябрьской революции, - вспоминал в 1928 г. ректор ТТИ Н.В. Гутовский, - тем не менее, научная деятельность педагогического персонала ТТИ не прерывалась.»
В 1921 г. ТТИ издал около 20 работ, что в 4 раза меньше, чем в 1910 г., являвшемся высшей дореволюционной точкой в издательской деятельности. «Труды» и «Известия» вузов печатались эпизодически.
Соскин Варлен Львович.
Сибирь, революция, наука