Коммуникативные тренинги – как форма кураторских часов

 

Введение.


Методы работы с группой


Что такое тренинг?


Области применения тренингов


Из каких частей состоит успешный тренинг


Какой он - ведущий тренинга?


Правила группы.


Генезис знания


Практикум


Сценарные планы тренингов  


Заключение

 

 

Из каких частей состоит успешный тренинг

1. Цели. Зачем вы проводите тренинг? Какие проблемы должны быть решены в результате тренинга? Каковы потребности студентов? Если нет проблем, нет мотивации движения, нет силы, обеспечивающей необходимые усилия участников. Какой вид изменений должен произойти в качестве результата, эф­фекта от тренинга? Как вы узнаете, что группа достигла желаемого изменения?   
Т. е. необходимо понимание ситуации в группе, с которой проводится тренинг.

2. Ресурсы. Каковы временные ограничения? Какова длительность тренинга?  Время - наиболее критичный ресурс. Надо помнить, что у нас есть только одна пара часа куратора.  Какие имеются материалы для про­ведения тренинга (анкеты, распечатки конкретных случаев, раздаточный материал)? Какие конкретные случаи или примеры вы будете использовать для того, чтобы в процессе курса тренируемый мог находить различные способы решения своих практических проблем?       

3. Участники тренинга. Кто они - участ­ники тренинга? Какие проблемы они имеют? Каким образом студенты мотивиро­ванны? Какие внутренние или внешние барьеры препятствуют им быть более успешными в своей деятельности? Каков их опыт?  Чего они ожидают от тренинга?

4. Группа. Группа большая или маленькая? Оптимальная группа 12 – 18 человек, но коммуникативные тренинги  возможно проводить и на группы 25 – 35 человек. Группа знает друг друга, или состав группы достаточно случайный? В какой пропорции юноши и девушки? Одинаков ли воз­раст студентов в группе, или в группе есть более старшие (отслужившие в армии), или младшие (вундеркинды), все ли студенты говорчят на одном языке, или есть те, для кого русский язык не является родным?  Какие виды конфликтов могут воз­никнуть в такой комбинации, членов группы?

5. Содержание тренинга. Какая комбинация упражнений необходима для того, чтобы достичь целей обучения?  Какие темы являются обязательными?  Если участники владеют необходимыми навыками можно обойтись отдельными упражнениями, не рассматривая всю тему целиком.

6. Организация. Каким образом организован тренинг в смысле места, времени, сочетания с другими видами деятельности?  Это одиночное занятие в рамках часа куратора, или серия занятий, объединенных одной темой с перерывом на несколько дней?   

7. Условия.  Помещение. Достаточно ли комнат для работы в группах? Тихие они или шумные, светлые или мрачные? Оборудование. Как они оборудованы, что в них нахо­дится? Пригодна ли мебель для проведения тре­нинга? Какие есть технические средства (видеокамера, телевизор, флип-чарты, проекторы и т. д.)? Ничто так не убеждает человека измениться, как наблюдение себя в видео записи.

8. Методы. Какие методы должны быть исполь­зованы в данном случае?  Какой новый опыт должен быть приобретен в процессе тренинга? Как будет приобретаться этот опыт?  
Необходимо помнить, что любое изменение в установках происходит только в результате получения обратной связи о том, каким образом мир и люди вокруг реагируют на определенный выбор поведения. Обратная связь, закрепляющая установки должна быть эмоционально положительная, размывающая – эмоционально отрицательная.

Процесс должен быть организован т. о., что это будет выглядеть для участников, как непрерывное интересное общение, обмен опытом, получение удовольствия от новых открытий. При этом тренер остается в тени,  только организуя процесс. Возможны отдельные моменты тренинга, когда ведущий может стать «гуру», но увлекаться этим не стоит.

Обязательно должны быть оговорены правила «игры»: свобода выбора, мастерский произвол и т.п.

9. Инструменты. Какие инструменты тренер будет   использовать   в   процессе   тренинга? Крайне важно правильно провести мотивацию, «разогрев» участников, их «настройку» на работу, знакомство друг с другом и тренером. Как закончить тренинг, провести рефлексию, дать почувствовать каждому участнику его вклад в работу всей группы. Какие инструменты помогут передать содержание тренинга? "Мозговой штурм", дискуссии, изучение конкрет­ного случая, вопросники, наглядные средства, раз­даваемый материал, игры, демонстрация, симуля­ция, вопросы и ответы, планирование деятельно­сти, юмор. Какие запасные игры и упражнения возможны в случае непредсказуемой групповой динамики?  

10. Структура процесса. Каким образом все преподаваемые или изучаемые темы объединены в структуре тренинга? Каким образом участники вовлекаются в про­цесс обучения?  Последовательность упражнений должна диктоваться траекторией следования к цели.  Каким образом нужные выводы и за­ключения "придут в голову" тренируемых? Участники не могут быть всегда веселы и счастливы в процессе тренинга. В какой момент чувство неудовлетворенности и диском­форта тренируемых может расти, каким образом и в какой момент это должно нейтрализоваться по­ложительным опытом?  Нормальный процесс тренинга для генерации изменений выглядит так: «неправильная» практика – разочарование (негативные эмоции), «успешная» практика – положительные эмоции (закрепление опыта) и изменение установок.  

11. Проведение тренинга. Какой вид контроля использует тренер? Как участники вовлечены в процесс? Удерживается ли внимание тренируемых к тому, что происходит на протяже­нии всего времени? Проявляют ли они уважение и доверие к куратору?  Способен ли он реагировать на запросы тре­нируемых соответствующими практическими при­мерами, ясными и понятными объяснениями?  

12. Результаты тренинга. Каким образом участники изменились в процессе тренинга? Что они стали понимать иначе? В чем изменились их уста­новки или отношение к чему-либо? Какие новые навыки они приобрели? Готовы ли они применять приобретенные навыки на практике? Что будет происходить по-другому в их рабочей обстановке? Есть ли у них желание участвовать в подобных тренингах в будущем?  

Реальные продукты тренинга никогда не совпадают с планируемыми.  Произойдет что-то из того, что предполагалось. А чего-то может и не произойти.  

Компоненты тренинга взаимосвязаны таким образом, что они создают систему в классическом смысле слова. Любой компонент влияет на каждый другой и находится под влиянием всех остальных. 

,kj 

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10>>
Пройдите по ссылке и ознакомьтесь с правилами по конфликтологии