Коммуникативные тренинги – как форма кураторских часов |
|
---|---|
Введение Области применения тренингов Из каких частей состоит успешный тренинг Практикум
|
ВведениеПриступаем к изучению не совсем обычной для куратора, новой формой организации занятий со студентами – тренингом. В чём же её необычность? Во-первых, в настоящее время общество предъявляет требования к высшему образованию по формированию у выпускника не только профессиональных, но и личностных компетенций, ценностного отношения к себе, другим, профессии. Поэтому интерактивные методы в вузовском обучении становятся все более востребованными. Во-вторых, куратор, чаще других преподавателей работает с учебной группой вне рамок привычной учебной деятельности, в которой сложно использовать традиционные методы обучения, а использование только педагогической беседы – не всегда приносит эффекта. В добрый путь, пытливые кураторы! Разрешите объяснить, как составлен учебник, дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все темы разделены на блоки: основной блок или информационный; блок дополнительных материалов или расширяющий блок; практикум, состоящий из: БС – блок самоконтроля; СБ – ситуационный блок. В информационном блоке изложены основные знания, необходимые куратору. В состав информационного блока (ИБ) органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные понятия. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно. Выполняя задания, отвечая на вопросы в разделе Практикум, вы ещё раз повторяете основные положения темы, если вы ошиблись, то такая ошибка, вовремя исправленная, самостоятельно проработанная, даст вам гораздо больше, чем готовые выводы. Блок самоконтроля (БС) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания. Не пропустите ситуационный блок (СБ), в нем вы найдете материал для обратной связи: жизнь - теория; теория – жизнь. Вашему вниманию в разделе Сценарные планы тренингов представлены разработки занятий – тренингов по темам: «Тайм-менеджмент», «Жизненное целеполагание», «Создание коллектива в студенческой группе», «Коммуникативный тренинг», «Учись учиться», «Учебное Целеполагание», "Стресс-менеджмент" . Кроме того, предложены несколько вариантов программ, которые можно использовать не только для проведения по ним занятий, но и создания своего варианта по предложенным темам кураторских часов, чтобы вы могли самостоятельно подготовить и закрепить полученный материал, став более профессиональным куратором. Также следует обратить внимание на разработанный автором электронного учебника БЛОГ "Кураторский час". В блоге Вы можете найти много интересных Презентаций и дополнительных материалов для проведения "Часа куратора". Электронный учебник разработан на основе методического пособия "Коммуникативные тренинги – как форма кураторских часов". Авторы: Л.А. Раточка, О.В. Петухова, А. Пешковская, Н.Б. Синдеева, О.М. Солодовникова. Рецензенты: доктор философских наук, профессор кафедры социологии, психологии и права Томского политехнического университета Л.И. Иванкина, доктор психологических наук, профессор каф. психологии и педагогики Томского государственного университета Н.В. Козлова и Учебника "Педагогика" И.П.Подласый. Электронный учебник представляет интерес для кураторов учебных групп, преподавателей и всех людей, интересующихся проблемами современного образования. Цель - способность кураторов академических групп к проведению кураторских часов в одной из интерактивных форм – форме тренинга. В результате освоения модуля кураторы будут знать общее описание тренинговой формы и уметь использовать и составлять готовые планы сценарных занятий, приобретут опыт создания сценариев тренингов и др. Глоссарий Куратор – преподаватель, курирующий группу студентов своей кафедры. Тренинг – это эффективная форма усвоения новых знаний и отработки новых умений и навыков, это познание и изменение себя и окружающего мира. Ведущий тренинга - подготовленный специалист, проводящий тренинг, в нашем случае куратор группы. Участник тренинга - в нашем случае студент группы, тот, кто участвует в тренинге. Групповая дискуссия - это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Сокращения ЧК – час куратора, практическое занятие для студентов ИБ – информационный или основной блок РБ – расширяющий блок БС – блок самоконтроля КБ – корректирующий блок СБ – ситуационный блок |