Практическое занятие 1Практическое занятие 2Практическое занятие 3Практическое занятие 4

РАБОТА С РИСУЮЩИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ КИСТЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЦИИ «СОХРАНЯТЬ ПРОЗРАЧНОСТЬ»
ИНСТРУМЕНТЫ КИСТЬ, АЭРОГРАФ, КАРАНДАШ
РИСОВАНИЕ ПРЯМОЙ ПУНКТИРНОЙ ЛИНИИ
НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ РУЧКА
ПАЛИТРА ПУТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА РУЧКА
РЕДАКТИРОВАНИЕ ПУТЕЙ
ОБВОДКА ПУТИ
СОЗДАНИЕ ВТОРОГО ПУТИ
УДАЛЕНИЕ ФРАГМЕНТА ИЗОБРАЖЕНИЯ
СОЗДАНИЕ ЦВЕТОВОЙ РАСТЯЖКИ
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СЛОЕВ
РЕЗЮМЕ
 

Откройте сохраненный Вами ранее файл Pcolor.psd. Как вы уже поняли, кисти могут быть различной формы. Попробуйте использовать эту возможность на деле. Кисти определенной формы (декоративные кисти), конечно, не универсальны, но зато хороши для создания фактуры тканей, обоев и т. д. Откройте палитру Слои, если она еще не открыта.

  1. Щелкните на строке слоя Color, чтобы активизировать ее.
  2. Включите инструмент Кисть на палитре инструментов.
  3. На панели Кисти нажмите треугольную стрелку правее закладок. В открывшемся списке выберите «Загрузить кисти…».
  4. В появившемся диалоговом окне Load (Загрузить) выделите в каталоге /BRUSHES файл Assorted Brushes и нажмите кнопку Загрузить. В палитре Кисти появились кисти разнообразной формы. У декоративных кистей параметры отличаются от стандартных округлых кистей.
  5. Чтобы убедиться в этом, щелкните дважды на кисти в форме искрящейся звездочки и переключитесь в режим просмотра Формы отпечатка кисти (левый столбец палитры Кисти).
  6. В поле Интервалы введите значение 100%, чтобы декоративные образцы в мазке не сливались друг с другом.
  7. Установите для кисти темно-зеленый цвет.
  8. Проведите пару раз по плафону с нажатой кнопкой мыши.
  9. Такую же звездочку поместите на кончик кисти в руках девушки (рис.2).

    Рис.2
Если у декоративных кистей устанавливать непрозрачность менее 100%, то на каком-нибудь сплошном цветном фоне можно получать разнообразные текстуры.
  1. Выберите другую форму кисти.
  2. Выберите другой основной цвет, например желтый, для работы с кистью. Установите на панели параметров Непрозрачность равную 80%.

Если вы создаете произвольный рисунок на слое, то на палитре Слои должна быть отключена опция Сохранять Прозрачность. Опция эта очень полезна, но применять ее следует в том случае, когда вам хочется ограничить воздействие рисующих документов (или эффектов) только теми областями слоя, на которых уже имеется изображение (например, шрифт). Далее вы именно так и поступите для того, чтобы нанести текстуру на плоскость стола.

Пока вы рисовали на слое в свободной манере, вас не заботило, выходят ли мазки за пределы определенной области, но стоит только попытаться рисовать поверх изображения (вам приводился в пример шрифт), так сразу возникает необходимость, чтобы вновь наносимый цвет не выходил за границы уже имеющегося. На основном слое или на слое, который полностью заполнен изображением, возможен только один вариант — использовать выделенную область.

А если слой сохранил прозрачность, то тут вам поможет опция Сохранять Прозрачность.

  1. Чтобы убедиться в наличии прозрачных областей (рис.3), отключите слой Задний план, щелкнув на пиктограмме «Глаз» на строке этого слоя.

    Рис.3
  2. Включите на палитре Слои опцию «Сохранять Прозрачность».
  3. Если вы ориентируетесь на рисунке без основного слоя, попробуйте порисовать кистью на плоскости стола. При выходе кисти за пределы цветового пятна кисть не рисует.
В результате вы должны получить интересную текстуру. Поэкспериментировав, включите слой Фон и отключите опцию «Сохранять Прозрачность».

Работа с указанными инструментами однотипна. Размер инструмента выбирается в палитре Кисти, с которой вы уже научились работать, а параметры (непрозрачность, режим наложения пикселов, длина штриха и т. д.) определяются на панели параметров. Для работы с этими инструментами всегда используется цвет, отображаемый в палитре инструментов в поле основного цвета. Даже если вы используете дополнительные палитры для работы с цветом — Цвет, Образцы — все равно используемый основной цвет отображается в панели инструментов.

Инструмент Аэрограф

С кистью вы работали уже вполне достаточно (и еще придется ее использовать), попробуйте теперь освоить инструмент Аэрограф, который имитирует работу распыляющего устройства. Это дает возможность «напылять» цвет, то есть наносить его без резко очерченных границ. С помощью этого инструмента попробуйте раскрасить сидение довольно абстрактного табурета, на котором «сидит» художница. Если у вас не получится аккуратный рисунок, тогда создайте выделенную область, как в предыдущих случаях. Во всяком случае, инструмент следует испытать и в интерактивном режиме.

  1. Включите инструмент Аэрограф. Bыберите для этого сначала инструмент Кисть, а потом переключитесь на Аэрограф в открвшейся панели параметров.
  2. В палитре Кисти выберите мягкую кисть подходящего размера.
  3. В Палитре цветов, которая вызывается нажатием мышки на квадрате основного цвета в палитре инструментов, выберите цвет со следующими параметрами R = 30, G = 20, В = 100. Это темно-фиолетовый цвет. Если вам нравится другой цвет, то — пожалуйста, как говорится, на вкус и цвет...
  4. Увеличьте фрагмент изображения, который вы собираетесь раскрашивать. Нажмите кнопку мыши и проведите по красивой изогнутой линии длинный мазок. Проследите, чтобы в палитре Слои опция «Сохранять Прозрачность» была отключена, иначе вы не увидите результат.

У компьютерного аэрографа, как и у его реального прототипа, интенсивность окрашивания зависит от времени нанесения цвета: чем дольше вы будете «держать» инструмент включенным без движения, тем меньше результат будет похож на аэрограф. Отсюда требование — «быстро, но точно». Если выполненный вами мазок (результат рисования за время нажатия кнопки мыши) вам не нравится, то, не мешкая, используйте команду «Шаг назад» из меню «Редактирование».

Очень хорошо использовать инструмент Аэрограф для нанесения цветовых акцентов, вроде румянца на щеках, легких теней на шее или ногах.

  1. Для того чтобы отрегулировать «напор струи», перемещайте бегунок по полоске Нажим. Установите значение 40%.
  2. Нанесите небольшие цветовые пятна для оттенения щек, шеи и т. д. (рис.6).

Инструмент Карандаш

Инструмент Карандаш предназначен для рисования произвольных линий с жесткими границами. Вам предлагается использовать его для рисования большой рамки, которая замкнет композицию: получится как бы «рисунок в рисунке».

  1. Включите инструмент Карандаш на палитре инструментов.
  2. В палитре кистей выберите кисть небольшого размера. В спске параметров кисти (список, расположенный в левой части палитры) отметьте опцию Другая динамика. На открывшейся вкладке в разделе Колебания непрозрачности в поле Управление выберите вариант Переход и установите в числове поле рядом значение 300. Это значение потребуется вам для того, чтобы провести очень длинный, затухающий в конце штрих.
  3. В палитре инструментов щелкните на пиктограмме Цвета по умолчанию, для того, чтобы основным цветом стал черный, и переместите бегунок полоски Непрозрачность в крайнее правое положение (значение 100%).
Для того чтобы линии рамки получились прямыми, придерживайтесь следующей методики.
  1. Выберите исходную точку в верхнем левом углу и щелкните кнопкой мыши.
  2. Переместите курсор в правый верхний угол, нажмите клавишу <Shift> и только после этого щелкните кнопкой мыши. У вас должен получиться длинный прямой (не старайтесь обеспечить параллельность границе документа, пусть будут линии наклонными) затухающий штрих.
  3. Используя такую методику, нарисуйте остальные три линии (рис.7).

Рис.6


Рис.7

Карандашом (как и любым другим рисующим инструментом) можно нарисовать и пунктирную линию. Пунктирная линия на этом довольно условном рисунке будет олицетворять цепочку от выключателя лампы. Для создания пунктира нужно увеличить параметр Интервалы.

  1. Выберите небольшую кисть и переключитесь в режим редактирвоания Формы отпечатка кисти.
  2. В поле Диаметр установите значение 4 пиксела, а в поле Интервалы160%.
  3. Теперь вам не нужна затухающая линия, поэтому отключите опцию Другая динамика.
  4. Подведите курсор к нижнему краю плафона лампы, нажмите клавишу <Shift>, нажмите кнопку мыши и протяните линию примерно до уровня кончика кисти. Отпустите кнопку мыши.
Вы получили строго пунктирную линию (рис.8).

Рис.8
  1. Сохраните файл с результатами данного этапа работы.
Кстати, у инструмента Карандаш есть интересный режим, включаемый в панель парметров. Он называется Автостирание и позволяет получить следующие эффекты: при рисовании в области, окрашенной в основной цвет, инструмент Карандаш приобретает функцию инструмента Ластик и стирает изображение, оставляя после себя фоновый цвет, при рисовании в области, окрашенной в любой другой цвет, инструмент рисует, как ему и положено, основным цветом.

Вы испытали в работе такие рисующие инструменты, как Карандаш, Кисть, Аэрограф. Если у вас есть навык рисования и вы уже приноровились к специфике работы с мышью и к особенностям компьютерного «инструментария», то с помощью этих инструментов (плюс множество параметров и установок) вы сможете решить творческую задачу любой сложности.

Однако даже в этом случае следует выбирать оптимальные способы для каждого вида работы. Сейчас вам предстоит выполнить задачу, которая потребует освоения нового инструмента, работа которого базируется на совершенно иных принципах, а именно на принципах векторной графики.

Инструмент этот называется Перо и оперирует он, в отличие от указанных выше «родных» инструментов программы, не цветными точками (пикселами), а векторными путями.

Под путём следует понимать линию, состоящую из последовательности сегментов, каждый из которых описывается математическими формулами на основе так называемой кривой Безье — кривой третьего порядка, позволяющей определить форму с помощью координат четырех точек: начальной и конечной точек, называемых узлами, или точками привязки (anchor point), и двух точек, определяющих длину и положение направляющих линий (direction line) (рис.9).


Рис.9

Направляющие линии влияют на степень кривизны линии, входящей в узел. Изменение формы осуществляется перемещением как узлов, так и связанных с ними направляющих линий, называемых в просторечии «рычагами».

У векторного пути несколько важных достоинств. Во-первых, колоссальная компактность при сохранении информации о векторе на диске. Во-вторых, путь не распадается на отдельные, не связанные между собой, элементы (например, на точки), а остается единым объектом, который можно в любой момент целиком перемещать, а также изменять его форму. В-третьих, учитывая аналитический способ существования, наличие неограниченных возможностей трансформаций пути (уменьшение, увеличение, повороты, перекосы) при сохранении его качества.

Инструмент Перо реализует возможности, характерные именно для программ векторной графики. В частности, он аналогичен инструменту Ручка в программе Adobe Illustrator или инструменту Bezier tool (Инструмент «Кривая Безье») в программе CorelDRAW!.

В программе точечной графики, каковой является Adobe Photoshop, векторный инструмент, вполне закономерно, носит вспомогательный и промежуточный характер, что, впрочем, ничуть не умаляет его достоинств. Его очень удобно использовать для создания произвольного пути выделенной области. Сравните: если вы создаете выделенную область с помощью Лассо, то надо с самого начала проявлять максимальную аккуратность (и все равно получается неровная линия), а векторный путь позволяет, во-первых, очень точно нарисовать границу, а во-вторых, свободно ее редактировать, конвертируя границу выделенной области в векторный путь и наоборот.

Кроме того, векторный путь — это превосходная возможность создания кривых сложной формы с последующей прорисовкой («обводкой») их с помощью любых инструментов, имеющихся в программе Adobe Photoshop. Сначала подготовьте условия для работы с новым инструментом.

  1. Включите инструмент Лассо и поместите в выделенную область ножки табурета. Активизируйте слой Задний план.
  2. Откройте меню «Изображение», выберите опцию «Коррекция» и в открывшемся списке пункт «Уровни». У этой команды имеется и клавиатурный эквивалент — клавиши <Ctrl>+<L>.
На экране появляется диалоговое окно Уровни.
  1. Включите опцию «Просмотр», чтобы видеть в рабочем окне происходящие перемены.
  2. На полоске Выходные значения перемещайте левый (черный) бегунок вправо до тех пор, пока в цифровом поле не появится число 200 (рис.10). Изображение в выделенной области стало бледносерым, так как вы своей установкой исключили четыре пятых тоновых уровней, оставив только света.
  3. Нажмите кнопку ОК (Да).

    Рис.10

    Рис.11
Это осветленное изображение ножек стола (рис.11) вам потребуются только в качестве основы для рисования векторов.
  1. Снимите выделение.

Для работы с путями имеется специальная палитра Контуры, которая вызывается обычным образом. Если у вас на экране в группе палитр имеется вкладка Конутры, щелкните на ней.

Если такой вкладки нет, то откройте меню «Окно» и в открывшемся списке выполните команду «Конутры».

Инструмент Перо на самом деле состоит из целого ряда инструментов, которые позволяют создавать, выделять и редактировать пути. Кроме того, в нижней части палитры Конуры отображены функциональные пиктограммы, позволяющие трансформировать пути/контур в точечное изображение или в выделенную область.

Инструмент Стрелка позволяет выделять узлы пути выборочно или все целиком.

Инструмент Перо позволяет строить пути/контуры в виде прямых или гладких кривых линий.

Инструмент Перо+ (Добавить опорную точку) предназначен для добавления в путь новых узлов (точек привязки).

Инструмент Перо- (Удалить опорную точку) действует противоположным образом: удаляет из пути ненужные узлы (точки привязки).

Инструменты Свободное перо и опция Магнитное (панель параметров) позволяет создавать произвольные пути и замкнутые области по следу уже существующего рисунка.

Последний инструмент Угол изменяет характер узла (точки привязки), что позволяет преобразовывать прямолинейные сегменты в криволинейные и наоборот.

В нижней части палитры Контуры располагаются пиктограммы: Выполнить заливку контура основным цветом, Выполнить обводку контура кистью, Загрузить контур как выделенную область, Сделать из выделенной области рабочий конур, Создать новый контур, Удалить активный контур.

Активизируйте слой Color.

  1. Включите инструмент Перо на палитре инструментов.
  2. Установите курсор инструмента в точку пересечения сидения табурета и правой ножки и щелкните кнопкой мыши. На рисунке определилась точка, а на палитре Контуры появилась строка с названием Рабочий.
  3. Установите курсор в середину ножки стола, нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, потяните ее влево и вниз. Из точки, в которой был выполнен щелчок, выделились два рычага, за один из которых вы «зацепились». Перемещая точку этого рычага (меняя направление и длину рычага), вы меняете кривизну линии. Попробуйте совместить путевую линию с нижележащей линией основного рисунка (рис.14).


Рис.14

Если все-таки сегмент получился у вас не очень точно, а вы уже отпустили кнопку мыши и линия зафиксировалась «неправильно», не волнуйтесь: вы имеете дело с векторной формой отображения. Впоследствии вы всегда сможете поправить огрехи, а пока продолжайте «строить» путь.
  1. Установите курсор в самой нижней точке завитка ножки, щелкните кнопкой мыши и, не отпуская кнопки, потяните ее вправо. Получив нужный путь, отпустите кнопку мыши. В дополнение к первому сегменту появился второй (рис.15).
  2. Добавьте еще два-три сегмента, которые завершат путь (рис.16).


Рис.15


Рис.16

Большинство оставшихся инструментов Перо можно использовать для редактирования (изменения) путей. При редактировании векторных объектов уже привычная для вас последовательность работы: сначала надо выделить объект, затем произвести изменение. Чаще всего инструмент выделения совмещает в себе и другие функции.

  1. Включите в палитре инструментов инструмент Стрелка, который используется для выделения узлов пути, а также для перемещения узлов и точек направляющих линий.
  2. Подведите курсор к узлу, который, возможно, не совсем точно лежит на линии исходного (осветленного) рисунка и щелкните кнопкой мыши. О выделенности узла можно судить по тому, что квадратик узла заполнился черным цветом и одновременно появились направляющие линии. Для того чтобы сместить узел, захватите его и начинайте перемещать в нужном направлении. При этом линии, входящие в узел, будут изменять свою форму. Для изменения кривизны сегмента, входящего в узел, надо перемещать черную точку на конце соответствующей направляющей линии («рычага») или непосредственно саму линию. Вы заметили, что, работая с одним сегментом, вы одновременно изменяете и соседний. Это надо иметь в виду и учитывать.
  3. Завершите подгонку путевой линии до максимального соответствия оригиналу.

В программах векторной графики Контур, оформленный в виде объекта, является конечным результатом работы. Объекту можно присвоить параметры разнообразных видов заливок (для замкнутого пути), а также параметры самого пути (толщину, цвет, а в некоторых программах и текстуру),

В программе Adobe Photoshop контур в изображение не входит, его функции сугубо вспомогательные. Чтобы полученный контур «попал» в изображение он должен быть «обведен» каким-нибудь рисующим инструментом, то есть конвертирован из векторного представления в точечное со всеми вытекающими последствиями.

Прежде всего, надо решить с помощью какого инструмента вы собираетесь обводить путь (например, с помощью кисти), и установить его параметры: толщину, цвет и т. д.

  1. Включите цвета по умолчанию, чтобы основным цветом стал черный.
  2. В палитре Кисти выберите размер кисти, например, самую маленькую.
  3. Нажмите треугольную стрелку на палитре Контуры правее от вкладок и в открывшемся списке выберите «Выполнить обводку контура».
На экран выводится диалоговое окно Выполнить обводку контура.
  1. Откройте список Инструмент и выберите, как вы и собирались, инструмент Кисть (рис.17).
  2. Нажмите кнопку ОК (Да).

Рис.17

Рис.18

 

Путь обрисован, и точечное изображение теперь попало на слой Color (рис.18). А путь остался и при желании его можно переместить в сторону и использовать еще несколько раз. Для этого надо включить инструмент Стрелка и обвести путь штриховой рамкой, чтобы все узлы пути стали выделенными. Теперь, захватив путь в любом месте, можно перетащить его в другое место. В данном рисунке этот путь вам больше не потребуется, поэтому его можно удалить.
  1. Захватите строку Рабочий контур и перетащите ее на пиктограмму Корзина в нижней части палитры Контуры.

К сожалению, придется опять вручную рисовать второй путь. В программе Adobe Photoshop возможности работы с путём ограничены (в частности, нельзя выполнить зеркальное отражение пути).

  1. Попрактикуйтесь с освоенными инструментами, нарисуйте и отредактируйте путь для левой ножки табурета.
  2. Для обводки пути на этот раз щелкните на пиктограмме Выполнить обводку контура кистью текущим цветом в нижней части палитры (рис.19).
  3. Ненужный контур удалите, переместив строку с путём на пиктограмму Корзина на палитре Контуры.

Рис.19

Теперь настало время удалить исходное изображение ножек табурета, оставшееся на основном рисунке.

  1. Щелкните на закладке Слои и активизируйте слой Задний план. Слой Color можно отключить.
  2. Для удаления изображения включите инструмент Ластик, проследите, чтобы фоновым цветом был белый, и аккуратно «сотрите» ножки табурета на основном слое (рис.20).
Можно выполнить удаление иначе. Выделите с помощью инструмента Лассо область, занятую ножками табурета, а затем нажмите клавишу <Delete>. В этом случае фоновым цветом должен также быть белый.
  1. После удаления включите слой Color.
  2. Сохраните документ.

Рис.20

Учитывая, что лист бумаги как бы освещается лампой, вы выполните цветовую растяжку с использованием инструмента Градиент.

  1. Включите инструмент Волшебная палочка и на панели параметров установите значение Допуск, равное 32, включите опцию Все слои.
  2. Поместите в выделенную область лист бумаги, не забыв с помощью нажатой клавиши <Shift>, добавить небольшой фрагмент под рукой художницы,
  3. Продолжайте смягчать изображение. Откройте меню «Выделение» и выберите опцию «Растушевка», в открывшемся диалоговом окне установите значение 3 пиксела и нажмите кнопку ОК (Да).
  4. Включите инструмент Круговой Градиент и на панели параметров выберите из списка «Режим» - пункт Умножение и вариант стиля Foreground to Transparent (От основного к прозрачному).
Можете испытать попутно и другие параметры инструмента Градиент. Например, опция Инверсия меняет направление Градиента (От прозрачного к основному) и позволяет выполнить растяжку, противоположную указанной выше. Очень интересны растяжки с использованием спектра цветового круга и она же с опцией Инверсия. Они позволяют осуществить плавный переход через все промежуточные оттенки, лежащие на цветовом круге в одну (по часовой стрелке) или в другую (против часовой стрелки) стороны. Остальные параметры оставьте по умолчанию.
  1. В палитре Образцы выберите светло-синий цвет.
  2. В палитре Слои отключите опцию Сохранять Прозрачность.
  3. Проведите линию растяжки снизу вверх.
  4. Если полученная растяжка (рис.22) вас устраивает, отмените выделенную область.

Рис.22

Выполнение всех раскрасок на особом слое было необходимо еще по той причине, что это обеспечило сохранность исходного рисунка. Но пока основной слой находится внизу и перекрывается слоем Color, вы видите, что кое-где исходные линии неизбежно «закрашены». Не стоит огорчаться, ведь вы работаете со слоями, которые можно поменять местами. Чтобы эту операцию выполнить необходимо основной слой конвертировать в обычный. Вы с этим уже сталкивались.

  1. Щелкните дважды в палитре Слои на строке Задний план.
  2. В появившемся на экране диалоговом окне Новый слой присвойте любое другое имя, например, Sketch.
  3. Теперь вы можете поменять местами слой Color и слой Sketch. Для этого захватите строку слоя Sketch в палитре Слои и переместите вверх.
Вы видите, что вы вернулись к исходному рисунку. Для того чтобы нижележащий слой «проявился», необходимо изменить режим слияния пикселов.
  1. В палитре Слои откройте список режимов слияния пикселов и выберите режим Умножение. Дважды шелкните левой кнопкой мыши на слое Sketch и в открывшемся диалоговом окне Стиль слоя выберите в «Режимах» - Умножение. Теперь слой Color, который лежит под непрозрачным слоем Sketch, стал виден (рис.23).
  2. Сохраните очередной результат своей работы.

Рис.23

Эта работа целиком была посвящена рассмотрению рисующих инструментов, включая и новый инструмент для программы точечной графики — векторное перо. Навык работы со всеми рисующими инструментами необходим даже в том случае, если вы только промежуточное звено в процессе подготовки изображения (всегда надо что-нибудь усилить или ослабить, дорисовать или удалить), не говоря уже о том, когда вы сами создаете рисунок или кардинально его перерабатываете. В этом случае вы должны виртуозно овладеть всеми возможностями рисующих инструментов. А возможности, как вы успели убедиться, огромные.



e-Learning Technologies Lab
© eLTL, 2005