Это неформальная часть моего сайта! Здесь я представляю некоторые свои новые элементы, которые использую в практической преподавательской деятельности. В частности, проектно организованное выполнение компьютерных лабораторных работ.
e-learning pro Приглашаю коллег, заинтересованных в развитии ДОТ (дистанционных образовательных технологий), вступить в Российское сообщество профессионалов в данной области!
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Реальным путем интеграции педагогических и информационных технологий является использование элементов проектного метода обучения при организации фронтальных лабораторных работ. В развитие положения «моделируя процессы – обучаем, обучая – моделируем профессиональную деятельность инженера», рассмотрим вариант проектно-ориентированной постановки компьютерных лабораторных работ. В ходе фронтального лабораторного занятия после вводно-мотивирующей мини-лекции, краткой по содержанию, образной и не требующей конспектирования, и ознакомления с планом лабораторной работы, студенты начинают оформление отчета с подготовки титульного листа в текстовом редакторе MS Word, формулирования цели работы и записи основных положений (концептуальной модели исследования). Затем выполняются задания этапов работы, полученные и представленные на экране компьютера результаты в графической форме копируются в буфер обмена, обрабатываются с использованием MS Paint и вставляются в отчет. Для набора формул, проверки размерностей и выполнения численных преобразований студенты обращаются к редактору MS Equation. Проведение занятия предусматривает фронтальную индивидуально-коллективную работу, когда у каждого из участников имеется индивидуальное задание, из совокупности которых формируется общий учебно-исследовательский проект. Поэтому на определенном этапе занятия производится обмен полученными данными по локальной сети и в MS Excel составляется итоговая база данных. Общий результат каждый из участников представляет в виде графических функциональных зависимостей (используя «мастер диаграмм» MS Excel) и анализирует индивидуально с помощью средств математической обработки данных. В конечном счете, ориентируясь на практическое использование результатов проекта, подбираются эмпирические формулы, описывающие те или иные изученные закономерности. На заключительном этапе преподаватель обсуждает совместно со студентами выводы и результаты занятия, фиксирует достигнутые каждым результаты и дает разрешение на копирование материалов отчетов на «флэшки» для последующего завершения отчетов во внеурочное время. Представленная методика реализована нами, в частности, при выполнении лабораторной работы, моделирующей эффект электризации диэлектрических материалов потоком заряженных частиц, когда при определенных дозах возникает потенциальный барьер, достаточный для отражения самого заряжающего потока. При расположении слоя диэлектрика на заземленной подложке критическими параметрами являются величины кинетической энергии частиц, толщины слоя диэлектрика и распределение поверхностного заряда. Очевидно, что в данном случае легко составить большое число индивидуальных вариантов заданий и, соответственно, получить достаточно большой объем данных для анализа и обработки.