Контакты:

Адрес: Усова 7, 8-й корпус ТПУ, ауд.303
Телефон/факс: (382-2) 56-44-16
E-mail: diamant@tpu.ru

2008 © «Диамант-ТПУ»

Главная / Статьи / История танца / Что такое «сальса» и с чем её едят?
Что такое «сальса» и с чем её едят?
  
    Новая вкладка     
Автор Виктор Радзюн, создатeль и постоянный обозреватель сайта www.salsaviva.narod.ru, победитель (в паре с Натальей Михальчук) конкурса сальсы на I международном сальса-конгрессе в г. Санкт-Петербурге.

Определить сальсу одним словом довольно трудно: попробуйте сами в двух словах рассказать о музыке и танце. Хотя сами латиноамериканцы это попытались сделать уже в самом названии: дело в том, что «сальса» [salsa] по-испански — это «соус», вещь, олицетворяющая для латинов всяческую смесь (хорошо, что название придумывали не у нас: в России сальсу непременно обозвали бы винегретом).

Всё началось в конце 60-х годов в нью-йоркском Гарлеме, районе, который ассоциируется в нашем сознании с негритянской музыкой и джазом. Однако именно этот район Нью-Йорка и населявшие его латиноамериканцы (преимущественно — кубинцы и пуэрториканцы) сыграли огромную роль в становлении и распространении современной латинской музыки, в частности, того явления, которое ныне известно под названием «сальса». Латиноамериканцы, только перебравшиеся в Штаты, отдавали предпочтение родной музыке. Однако их детям, родившимся уже в Нью-Йорке, было «тесно» в рамках традиционной латиноамериканской культуры: они росли, слушая как музыку Латинской Америки, так и североамериканский джаз. Одним из результатов такого смешения стало мамбо, стремительно вошедшее в моду в 50-е годы. Сальса родилась несколько позже, как единый стиль же она сложилась в 80-е. Но если мода на мамбо прошла, то сальса продолжает оставаться популярной во всём мире и по сей день.

Первый опыт

Итак, вернёмся к моему первому опыту в сальсе. Представьте себе: Петербург, середина октября, дождь, слякоть, темно и серо. Мы идём в клуб «Мама», который известен мне как «гнездо» рейверов. За железной дверью клуба оказывается тёмный коридор бурого кирпича и лестница наверх, потолок выкрашен чёрным. Впечатление, мягко говоря, мрачное…

Поднимаемся наверх: играет громкая музыка, удивительно радостная и яркая, народу полно, и на рейверов они совершенно не похожи. Молодые люди, средний возраст которых лет 25, танцуют парами, при этом не «на публику», как в бальных танцах — несколько вычурно и театрально, а наоборот — естественно, словно играя, явно получая от всего этого удовольствие. При этом девушки, как и положено, выглядят женственно, а ребята — мужественно. Все удивительно доброжелательны, сразу же находятся люди, готовые — здесь и сейчас — научить меня танцевать. И всё же основное — это естественность: и в одежде (забудьте про бальные костюмы), и в отношениях между людьми.

…С тех пор прошло много лет, я учился сальсе и танцевал её в моём родном Петербурге, затем по работе переехал в Москву, ездил в Белоруссию и на Украину, в Финляндию, Швецию, Латвию — и везде встречал людей, как и я «больных» сальсой, всегда готовых поддержать и помочь в трудную минуту.

Секрет её успеха

Так в самом деле, в чём же секрет популярности сальсы? Размышляя на данную тему, я нашёл тому несколько объяснений.

  1. Причина первая удивительно банальна: людям нечем себя занять в свободное время. Предвидя возражения, объясню свою мысль. Кто-то после работы идёт в спортивный зал, кто-то — в театры, кто-то — просто встречается с друзьями. Сальса же до некоторой степени объединяет все эти вещи воедино: это и физическое развитие, и духовное; в конце концов, сальса — это просто отличная компания. Отправляясь на латинскую дискотеку, вы можете быть уверены, что, в отличие от дискотеки обычной, не «схлопочете», потанцевав с чужой девушкой; девушки же в свою очередь гарантированы от назойливых приставаний не в меру пылких поклонников. Здесь попутно стоит упомянуть и о том, что танцевать сальсу на нетрезвую голову весьма затруднительно: этот танец требует хорошей координации движений и ясной головы. Поэтому пьяных на сальса-дискотеках обычно не бывает.
  2. Вторая причина — это доступность сальсы. В этом — коренное отличие её от бальных танцев. Все мы любим смотреть эти выступления, при этом понимая, что танцевать так сами не будем никогда. А потому — лучше уж и не пытаться. Сальса же — танец для всех, и овладеть ею может каждый (хотя, конечно, если вы хотите танцевать хорошо, попотеть придётся, особенно на первых порах).
  3. Третьей причиной я бы назвал склонность людей к танцам. Как известно, народные танцы занимают большое место в культуре каждого народа. Однако на каком-то этапе развития общества эти танцы отмирают как несовременные, не могущие удовлетворять потребностям людей. Феномен же латиноамериканской культуры состоит в том, что она довольно молода, но развитие её происходит в современных условиях. Она органично впитывает в себя как архаичные песни и танцы индейцев, африканцев, старинную испанскую музыку, так и джаз, рок, регги и даже рэп. Сальсу часто называют «социальным», общественным танцем, но я бы определил её как современный народный танец, что, как мне кажется, более точно отражает суть.
  4. От народности сальсы прямой путь к её естественности. Сальса очень органична, её движения не терпят вычурности и излишней чувственности, свойственных сценическим танцам. На дискотеке такая постановка танца смотрелась бы просто смешно.
  5. При всей кажущейся простоте сальсы, это в первую очередь парный танец. Сальсы «в одиночку» не существует (хотя в этом танце имеются и сольные элементы). «Роли» в паре чётко установлены: партнёр всегда ведёт, определяя движение пары; партнёрша — «ведётся», следуя за ним. В сальсе особенно чётко проявляются основные черты, свойственные каждому из полов: мужчина должен быть решительным, сильным, умным; женщина — проницательной, изящной и женственной, иногда — своенравной.
  6. Сальса красива и разнообразна. Это относится в равной степени и к самому танцу, и к музыке. Музыка сальсы может быть бесшабашно весёлой, а может и меланхоличной, почти печальной. Сальса постоянно развивается, впитывая в себя всё новые музыкальные и танцевальные веяния. К настоящему времени в ней сложилось три основных танцевальных стиля: кубинский (у нас его чаще называют «касино»), нью-йоркский и лос-анджелесский.
  7. И, наконец, последнее. Люди, занимающиеся сальсой, очень приветливы и терпимы, всегда рады помочь другим и, в силу этого, — успешны в повседневной жизни. Почему так получается? Во-первых, благодаря парности сальсы мы начинаем лучше чувствовать друг друга, учимся взаимодействию. Кроме того, в сальсе нет «привязки» к паре, как в спортивных бальных танцах. Все танцуют со всеми, а это заставляет постоянно приноравливаться к разным людям, находить с ними общий язык, быть уверенным в себе, не унижая, однако, других. Во-вторых, и это давно отмечено, люди, интересующиеся чужой культурой (в данном случае — латиноамериканской), обладают большим кругозором и восприимчивостью ко всему новому.

После всего сказанного, стоит ли удивляться бешеной популярности сальсы по всему миру?

Сальса на русской почве

Конечно, сальсу в Россию занесли латиноамериканские студенты (в первую очередь — кубинцы), обучавшиеся во множестве институтов и университетов Советского Союза. Всё начиналось с танцев в общежитиях, которые латиноамериканцы устраивали для себя. Для того чтобы сальса «укоренилась» на чужой почве, требовалось время, а студентам пора было возвращаться домой. Часть из них всё же оставалась в СССР, при этом стремясь осесть в столичных городах. Поэтому неудивительно, что первым центром сальсы у нас стала Москва, а основным танцевальным стилем — кубинский.

К середине 90-х годов в Москве уже существовало несколько постоянно действующих латиноамериканских дискотек, где танцевали не только сальсу, но также меренге и кумбию. Примерно к этому же времени относится открытие в Санкт-Петербурге знаменитого клуба «Фиеста Латина», ставшего этапным и в плане «маркетинга» сальсы. Дело в том, что в «Фиесте» было два танцевальных зала, больший из которых был отдан обычным танцам, а меньший — латиноамериканским. Таким образом, клуб работал с прибылью, при этом привлекая новых людей к латиноамериканским танцам. Дальше процесс развивался лавинообразно: и в Москве, и в Северной столице как грибы начали расти латиноамериканские дискотеки и школы сальсы: «латина» вошла в моду. Если раньше посетителями таких дискотек были в основном латиноамериканцы и их подруги, то сейчас большинство танцоров — русские ребята и девушки, причём танцующие на очень высоком уровне. Это изменение нашло отражение и в правилах конкурсов сальсы: раньше они проводились отдельно для не- и латиноамериканцев, однако последний конкурс по такой схеме прошёл в 2000 году, на последующих соревнованиях русские танцоры состязались с латиноамериканскими уже на равных.

Достигнув популярности в столицах, сальса двинулась дальше. В 2001 году в Ростове-на-Дону открылся танцевальный клуб «Бугалу», ставшая настоящим «третьим фронтом» сальсы в России. Его создатели, супруги Ванюшины, сумели доказать, что сальса не является уделом лишь столиц, создав одну из наиболее успешных и уважаемых в России и СНГ школ сальсы. Примерно в это же время в свою программу ввёл уроки сальсы иркутский танцевальный клуб «Ла-Пальма». Летом того же года в Санкт-Петербурге прошёл первый Международный сальса конгресс (ставший ежегодным), организованный петербуржскими студиями «Сальса Вива» и «Сьерра Маэстра», в котором приняли участие известнейшие московские школы сальсы: «Арриба Дос», «Своя Школа», а также преподаватели и гости из Швеции, Финляндии, Польши, с Украины и из других стран.

В 2002 году было положено начало знаменитым ежегодным фестивалям «Третий фронт» в Ростове-на-Дону, а летом 2004 года в Краснодаре открылась школа «Сальса Кубана», название которой, кстати, можно перевести с испанского и как «Кубинская сальса», и как «Кубанская сальса». Что это, как ни свидетельство того, что сальса пришла в Россию «надолго и всерьёз» и удачно прижилась на русской почве?

Сибирская сальса

Недавно в Новосибирске открылась школа сальсы, руководителем которой является Алекс Дин. Александр, энергичный сибиряк, несколько лет работал в Москве, а всё свободное время отдавал сальсе, обучаясь в популярной московской школе «Арриба Дос» под руководством знаменитой в кругах русских любителей сальсы Ольги Носовой.

Ещё с ноября 2003 года по апрель 2004-го, будучи в Новосибирске, Александр успел за сравнительно недолгое время организовать в сибирской столице занятия сальсой для начинающих, пользующиеся большой популярностью. Саша — не только большой энтузиаст латиноамериканской музыки и танцев, но и, что немаловажно, опытный организатор. Сумев создать буквально «с нуля» успешные курсы сальсы в Новосибирске, Александр не остановился на достигнутом и договорился о совместном проведении постоянных латиноамериканских дискотек в одном из лучших клубов города — «Рок-сити».

Свою новую поездку в столицу Саша посвятил подготовке к открытию в Новосибирске полноценной и серьёзной школы сальсы. Поиски материалов, создание методики преподавания, разработка концепции школы потребовали значительных усилий и времени, ведь Александр хочет представить сальсу своим землякам в полной её красоте и привлекательности. Он воспринимает сальсу не просто как танец, один из многих, сколько как некий способ мышления, стиль жизни, социальный феномен, способный всех нас сделать лучше и добрее.

Масштабные планы Алекса Дина по развитию сальса-движения в Новосибирске увлекают и захватывают, однако не стоит считать их лишь некими «воздушными замками». В перспективе Алекс предполагает, помимо проведения танцевальных занятий, гастроли в Новосибирске групп, играющих латиноамериканскую музыку. А также не исключает он и возможности проведения в Сибири фестиваля латиноамериканской музыки, культуры и танца. И, зная Александра, я уже готов лететь в Новосибирск.

И, зная Александра, я уже готов лететь в Новосибирск.

Источник: www.sibsalsa.ru




Сальса [salsa] — музыка, истоки которой берут своё начало в афро-кубинской традиции.

В начале 1930-ых годов Марио Бауса [Mario Bauza], кубинский музыкант, приехавший в Нью-Йорк с оркестром под руководством Дона Аспьясу [Don Azpiazu], обосновался в Гарлеме (в отличие от остальных оркестрантов, возвратившихся на Кубу). Позже к нему присоединились Мачито [Machito] и Чано Посо [Chano Pozo], вместе с которыми он начал играть в Нью-Йорке бибоп [bebop] (джазовый стиль, очень популярный в то время). Под влиянием нововведений, которые привнесли в американский джаз кубинские музыканты (это касается, в первую очередь, сложной ритмики клаве [clave] сложился новый "гибридный" стиль бибопа под названием кубоп [cubop].

Интересно, что приблизительно в то же самое время наблюдался большой приток кубинских музыкантов в Мексику (таких как Бени Море [Beny More], Перес Прадо [Perez Prado], Умберто Кане [Humberto Cane] и многих других) из-за открывшихся там огромных перспектив, вызванных подъёмом мексиканской киноиндустрии. Марио Баусе в Нью-Йорке и Пересу Прадо в Мехико и приписывается создание стиля мамбо [mambo], который окончательно сформировался в конце 1940-ых годов.

Пятидесятые годы были годами повального увлечения ритмами мамбо, ча-ча-ча [cha-cha-cha] и румбы [rumba]. Латиноамериканские танцевальные оркестры были чрезвычайно популярны; латинская музыка звучала везде, включая музыку к голливудским фильмам и программам американского телевидения. Повсеместно распространились студии латиноамериканских танцев, обучающие американцев знойным латинским ритмам.

Однако, благодаря огромному влиянию "британской экспансии" 60-ых годов (The Beatles, Rolling Stones и др.), популярность латинской музыки значительно снизилась. В это время стараниями Пита Родригеса [Pete Rodriguez], Джо Кубы [Joe Cuba] и других возник новый популярный стиль латинской музыки, известный под названием бугалу [boogaloo].

В семидесятые произошёл новый всплеск популярности латиноамериканской музыки. Огромную роль в развитии латинской музыки на этом этапе в США и Пуэрто-Рико сыграла звукозаписывающая компания "Фаньа" [The Fania Records] и музыканты, "продвигаемые" ей. Нью-йоркские и пуэрториканские ансамбли в то время играли латинскую музыку в жёстком стиле, с тяжёлым "драйвом", которую ревнители чистоты сальсы рассматривают как единственно настоящую музыку в стиле сальса (или, по крайней мере, как лучшую её часть). Этот стиль сальсы получил название "сальса кальенте" [salsa caliente] или "сальса горда" [salsa gorda].

Восьмидесятые явили миру новый стиль — "сальса романтика" [salsa romantica], пришедший на смену стилю "сальса кальенте". Этот стиль можно охарактеризовать более умеренным темпом и значительно меньшей жёсткостью музыки. В текстах песен происходит отход от обычного ранее отображения нелёгкой повседневной действительности в сторону сентиментальной любовной лирики. Этот стиль до сих пор весьма популярен, преимущественно среди женщин, которые покупают значительно большее количество музыкальных записей, чем мужчины, и, таким образом, не дают завянуть этому, в общем-то, коммерческому стилю сальсы.

Несмотря на существующее среди знатоков предубеждение по отношению к романтической сальсе, нельзя отрицать, что она не дала сальсе умереть и испортиться. Это изменение в основном течении сальсы отразилось также на том, что большинство сегодняшних музыкантов, играющих сальсу, являются не закаленными профессионалами, прошедшими суровую школу жизни: когда-то начинавшими с исполнения музыки в третьеразрядных клубах и достигнувшими всемирной популярности (подобно Вилли Колону [Willie Colon] или Оскару де Леону [Oscar de Leon]). Сегодняшние молодые музыканты являются преимущественно белыми исполнителями, главным качеством которых является привлекательная внешность (примером этому могут служить Хиро [Giro] или "Сальса Кидс" ["Salsa Kids"]).

Девяностые годы стали временем, когда сальса распространялась по всему миру с огромной быстротой. Пожалуй, сейчас сальсу уже трудно назвать явлением лишь латиноамериканской культуры, поскольку "сальсоманией" охвачено огромное количество людей во всех частях света.
Строго говоря, к девяностым годам сальса стала по-настоящему сложившимся музыкальным стилем, в рамках которого структура музыкальных произведений сделалась достаточно однородной, а не резко отличающейся от песни к песне — в зависимости от исполняющего их ансамбля. У этого явления есть и оборотные стороны: многие песни кажутся похожими одна на другую; знатоки сальсы считают, что музыкальные темы стали несколько слабее, "жиже". Однако, к концу десятилетия наметилась тенденция дальнейшего развития сальсы на основе классики жанра. Музыкальные продюсеры и диск-жокеи намеренно придают новым песням звучание классической сальсы, что имеет большой успех у слушателей. Римейки старой сальсы, имеющие более современную форму, пробуждают у слушателей интерес к оригинальным произведениям.

Так кто же всё-таки является создателем сальсы? На этот вопрос нет простого ответа. Кубинцы дали жизнь музыкальному явлению, называемому сегодня сальсой. С другой стороны, пуэрториканцы более других латиноамериканских народов вобрали в себя, развивали и пропагандировали этот музыкальный стиль. Колумбийцы остаются хранителями музыкальной традиции сальсы, в то время как другие современные музыканты продолжают свои эксперименты в рамках стиля.

Всё это говорит лишь о том, что сальса по-прежнему жива: имея богатую историю и традиции, она продолжает развиваться, привлекая всё новых и новых поклонников.

РУЭДА: Что такое руэда?

На сегодняшний день в сальсе существует четыре признанных танцевальных стиля: кубинская сальса – касино (casino), лос-анджелесский стиль, нью-йоркский стиль и так называемый "фристайл". Особняком стоит руэда – способ танцевать касино "коллективно". Слово "rueda" в переводе с испанского обозначает "колесо, круг". Руэдой называется танец, который танцуют несколько пар, руководимые одним человеком - лидером, при этом меняясь партнерами. Каждый танцующий обязательно должен знать движения (vueltas) и строго следовать указаниям лидера.

То есть, руэда имеет свою четко выверенную хореографию, в отличие от других стилей, где возможны вариации. Иначе и быть не может - ведь руэда коллективный танец, и ошибки одной пары приведут к преждевременному и некрасивому его завершению.

Интересно, что истоки руэды лежат в танцах, которые были в моде во французских салонах в XVIII веке. Позже эти танцы были завезены на Кубу и пришлись по душе местному "высшему обществу". Из поколения в поколение танец менялся, так как танцоры, переняв сам принцип группового танца, поменяли изначальные движения на движения касино. Так родилась та "руэда де касино", которая повсеместно танцуется сейчас. На Кубе, чтобы танцевать руэду, танцор прежде должен в совершенстве изучить фигуры и шаги касино.

В 60-70-х годах ХХ века, когда мир переживал "бум сальсы", приобрела большую популярность и руэда - уже не как "салонный танец", а напротив, как народное развлечение. Руэду танцевали "районными командами", так сказать, баррио на баррио. Регулярно устраивались конкурсы, победителями которых становились руэды, сумевшие продержаться без ошибок большее количество времени, проявив при этом отточенность и красоту движений. Эта традиция, разумеется, сохранилась и до наших дней, и, естественно, не только на Кубе.

Конечно же, в каждом баррио изобретались свои движения. Если пара хотела войти в руэду, она спрашивала разрешения у лидера, и начинала танцевать со всеми лишь получив его согласие. При этом если пара была из другого баррио и лидер хотел корректно "избавиться" от нее, он объявлял какое-нибудь специфичное движение, изобретенное конкретно в этой руэде, и "чужая пара", неизбежно ошибаясь, "выбывала из игры".

Число участвующих в руэде пар - от двух до 20-30. Роль лидера - самая ответственная в руэде. Его задача - командовать (cantar) и следить, чтобы пары не запутались в движениях и танец не был испорчен. Впрочем, иногда, когда в руэде много пар, лидер поступает с точностью до наоборот, и тогда получается очень забавная и красивая игра. Лидер объявляет всевозможные сложные фигуры, а пары из всех сил стараются изобразить нечто похожее на нужное движение. Пара, которая ошибается, выбывает. Дух соперничества между парами придает руэде азарт, а ее участники более четко исполняют движения, что делает красивым танец.

Чтобы руэда получилась красивой, не обязательно пары должны делать много движений или исполнять чересчур долгие и запутанные движения. Очень многое зависит от лидера, его способности четко, легко произносить команды, "украшая" их коротенькими забавными комментариями, например, "dame" (otra que esta no me gusta) - "дай мне" (другую партнершу, эта мне не нравится). Естественно, что лидер не должен изобретать движений на ходу или использовать движения, которые неизвестны большинству участников руэды.

Источник: www.salsaviva.narod.ru