|
В 90-е годы XX века во многих странах мира возникла необходимость признания национальных систем аккредитации других стран. Оказалось, что многие национальные системы аккредитации, несмотря на внешние различия, достаточно близки друг другу, что позволяет признавать внутри одного сообщества стран образовательные документы, получившие национальную аккредитацию в странах-участницах сообщества.
В 1989 году было принято Вашингтонское соглашение – первое соглашение в рамках Международного инженерного альянса IEA, по которому страны-участницы гарантируют качество подготовки инженерных кадров по аккредитованным образовательным программам, что должно способствовать трудоустройству их выпускников в любой из стран-участниц. Для согласования требований к выпускникам образовательных программ разных стран мира в области техники и технологий в настоящее время действуют определенные международные соглашения:
- Для выпускников вузов с четырехлетней программой обучения (уровень компетенций – «инженер») – Вашингтонское соглашение (Washington Accord), подписанное национальными инженерными ассоциациями Австралии, Великобритании, Гонконга, Ирландии, Канады, Новой Зеландии, Сингапура, США, Тайваня, Малайзии,Южной Африки, Кореи и Японии, а в качестве ассоциированных членов входят инженерные ассоциации Германии, Индии, Пакистана, Турции, России и Шри-Ланки.
- Для выпускников колледжей с трехлетней программой обучения (квалификация − «инженер-технолог») – Сиднейское соглашение (Sydney Accord), подписанное национальными инженерными ассоциациями Австралии, Канады, Ирландии, Гонконга, Новой Зеландии, Южной Африки, Великобритании и США, а в качестве ассоциированных членов входит инженерная ассоциации Кореи.
- Для выпускников колледжей с двухлетней программой обучения (квалификация – «инженер-техник») – Дублинское соглашение (Dublin Accord), подписанное национальными инженерными ассоциациями Канады, Ирландии, Южной Африки, Великобритании, а в качестве ассоциированных членов, в соглашение входят инженерные ассоциации Кореи, Новой Зеландии, США.
Каждое, из представленных, соглашений предъявляет определенный набор требований к знаниям и компетенциям выпускников основных образовательных программ (ООП), а так же приводит описание методики сравнения и оценивания компетенций, соответствующих разным соглашениям. Так, например, по Вашингтонскому соглашению выпускник (инженер) применяет знания математики, естественных наук, основ инженерии и инженерной специализации к разработке концепций для инженерных моделей. А его Инженерная деятельность классифицируется как «комплексная».
По Сиднейскому соглашению выпускник (инженер-технолог) применяет знания математики, естественных наук, основ инженерии и инженерной специализации к заданным прикладным инженерным процедурам, процессам, системам или методам. Инженерная деятельность такого специалиста классифицируется как «широко определенная».
По Дублинскому соглашению выпускник (инженер-техник) применяет знания математики, естественных наук, основ инженерии и инженерной специализации к широкому кругу практических процедур и видов деятельности. Инженерная деятельность выпускника по Дублинскому соглашению классифицируется как «строго определенная». Для унификации системы сертификации и регистрации выпускников в июне 2004 года на Международном инженерном симпозиуме (IEWS) в Лондоне, было принято решение разработать единый перечень требований к выпускникам инженерных специальностей. Описания компетенций выпускника образовательных программ, соответствующие Вашингтонскому, Сиднейскому или Дублинскому соглашению были, в итоге, изложены в документе «Атрибуты выпускников и профессиональные компетенции» (Graduate Attributes and Professional Competencies). В настоящее время содержание этих документов формируется и актуализируется при активном участии Международного Инженерного Альянса (International Engineering Alliance).
Для возможности комплексной оценки компетенций выпускников после окончания учебного заведения во многих развитых странах мира разработаны системы профессиональной регистрации. Эти системы позволяют регистрировать и перерегистрировать выпускников, соответствующих заранее определенному набору критериев. Многие системы регистрации имеют статус международных и действуют на территориях входящих в них стран, например, Fédération Européenne d’Associations Nationales d’Ingénieurs (FEANI) – в Европе, APEC Engineer Register – в азиатско-тихоокеанском регионе, Engineers Mobility Forum (EMF) – в мире. Некоторые системы, регламентирующие образовательную деятельность, так же предусматривают и регистрацию выпускников ООП. Так, например, Вашингтонское соглашение, действие которого распространяется на студентов четырехлетних образовательных программ (бакалавриат), предусматривает, помимо процесса обучения, еще и две стадии регистрации выпускников. Схожая ситуация с Сиднейским и Дублинским соглашениями: подготовка выпускников технических специальностей СУЗов и ВУЗов любой категории, представляет собой непрерывный процесс состоящий их двух или трех ступеней:
Первая ступень – получение образования по аккредитованной ООП, ступень окончания высшего учебного заведения. Вторая ступень – это профессиональная регистрация, следующая за определенным периодом подготовки и получения опыта. Для инженеров и инженеров-технологов третьей ступенью является получение права на международную регистрацию, регламентируемую нормативно-законодательными документами различных стран.
Основным назначением процедуры регистрации является оценка уровня компетенций выпускника ООП, имеющего опыт работы по специальности на предприятии реального сектора экономики. И если этот уровень соответствует установленным стандартам системы регистрации, процедура регламентирует регистрацию специалиста в специальном реестре и выдачу ему подтверждающего сертификата. Регистрация профессиональных инженеров, как правило, осуществляется независимыми, неправительственными общественно-профессиональными организациями (ABET в США, ECUK в Великобритании, JABEE в Японии и др.) с использованием соответствующих критериев и этапов.
Наличие у государств-участников международных соглашений стандартов в сфере образования и стандартов оценки компетенций инженеров, позволяет гарантировать работодателю соответствие определенному набору профессиональных компетенций и атрибутов, принимаемых на работу выпускников двух-, трех- и четырехлетних аккредитованных образовательных программ этих государств. Именно эта особенность существенно отличает систему высшего и среднего образования стран Европы и мира от системы, унаследованной у СССР.
Особенностью системы регистрации инженеров является конечный срок действия сертификата, что вынуждает его обладателя периодически проходить процедуру перерегистрации, а одним из необходимых для регистрации и перерегистрации условий является обязательное ежегодное повышение квалификации. Таким образом, наличие процедуры регистрации инициирует целую систему поддержки совокупного уровня компетенций работающего специалиста на уровне не ниже, установленного стандартами системы регистрации. И вынуждает его придерживаться модели «обучения через всю жизнь» (Life Long Learning). Деятельность этой системы регламентируется отдельными институтами повышения квалификации инженеров разных стран (Institute of Engineer Professional Development).
Основным элементом процедур сертификации, регистрации и перерегистрации является экзамен по оценке компетенций специалиста (выпускника ООП) необходимых для осуществления самостоятельной практической инженерной деятельности. Суть этой оценки заключается в сравнении компетенций специалиста с неким базисом – минимально необходимым уровнем компетенций, согласованным с требованиями Международного инженерного альянса и изложенным в «Атрибутах выпускников и профессиональных компетенциях». Наличие этого базиса вынуждает инженера поддерживать уровень собственных компетенций выше этого значения и постоянно его увеличивать повышениями квалификаций.
В формировании критериев регистрации и, непосредственно, в проведении процедуры регистрации участвуют негосударственные структуры, общественные организации и представители предприятий, такие как ведущие инженеры и сертифицированные ранее специалисты.
Работодатель имеет прямую заинтересованность в развитии систем регистрации и сертификации инженеров, как минимум, в двух аспектах. Во-первых, профессиональная сертификация и регистрация – это своеобразная гарантия качества соответствия компетенций специалистов (в том числе выпускников вузов по определенным образовательным программам) установленным требованиям. Во-вторых, наличие инженеров, сертифицированных в аккредитованных международных системах, среди сотрудников предприятия, дает ряд преимуществ перед конкурентами: облегчает процедуру принятия участия организации в международных тендерах, заключения международных контрактов, позволяет выстроить систему управления организацией и персоналом в соответствии с международными стандартами качества, а также свидетельствует о мировом уровне предоставляемых предприятием продукции или услуг.
Мировой опыт существования систем регистрации профессиональных инженеров показывает, что для сотрудников, получивших звание «Профессиональный инженер», в организации открываются новые возможности профессиональной деятельности. Такой специалист имеет возможность занимать руководящую должность при работе над более ответственными, сложными и дорогостоящими проектами, чем специалист, не прошедший регистрацию, он обладает более широким кругом обязанностей и прав, кроме того, ему легче получить различного рода привилегии (социальные, страховые, образовательные) будучи перспективным специалистом в определенной профессиональной области. Благодаря признанию таких систем, как APEC Engineer многими государствами мира, и, в частности, стран АТЭС, сертифицированный профессиональный инженер получает возможность международной мобильности в пределах действия соглашения по данной системе регистрации и сертификации. Это позволяет ему получать трудоустройство в любой стране, принявшей соглашение, наравне со специалистами этой страны.
Развитие систем сертификации и регистрации профессиональных инженеров в России позволяет создать открытую систему совершенного нового для страны уровня оценки качества специалистов, прозрачную и понятную, как с точки зрения процедуры реализации, так и с точки зрения смыслового значения именных сертификатов для их обладателя.
|
|
|
|
|