Главная > Инновационная деятельность > Проект "Наша новая школа"
Школа — гарант счастливого будущего

nikita Куделин Никита, 11 класс, МОУ Лицей при ТПУ, г. Томск

Исторически сложилось, что институт школы играет важную роль в становлении человека. Различие между ребенком-первоклассником и подростком-выпускником колоссальное. За 11 лет учебы дети получают важнейшие знания, изучают, как взаимодействовать с другими, как пользоваться информацией. После этого можно смело шагнуть во взрослую жизнь.

Однако в последнее время роль школы как места для развития личности отходит на второй план. Сейчас для руководства школ важнее, чтобы их ученики успешно сдали экзамены. Да, ЕГЭ — это прекрасная возможность школе показать высокий уровень образования, а талантливым детям — попасть в крупнейшие вузы страны. Но подумайте, как сможет умный ребенок из села учиться в Москве? Ему будет крайне трудно жить в городской среде, где требуются особые качества человека: конкурентоспособность, мобильность, коммуникативность.

Итак, обратим внимание на те качества, которыми должен обладать современный человек. Кроме выше указанных, это еще и креативность, умение работать с информацией, вычленять факты, делать выводы. Есть несколько видов информации: письменная, устная, визуальная. Но, стоит отметить, что большинство фактов было получено путем дискуссий, обсуждений. Таким образом, для грамотного управления информацией человек должен уметь вести дискуссию.

Каким образом можно этого достичь в школе? Есть несколько способов. Во-первых, необходимо введение иного вида обучения: занятия не должны идти по принципу «учитель-ученик», необходима ответная реакция учащихся на материал. Этого можно достичь на уроках-семинарах, конференциях.

Во-вторых, если ученик заинтересован какой-либо темой, то он должен иметь возможность доступа ко всем инновационным технологиям, чтобы максимально глубоко «проникнуть» в эту область. Например, если учащийся хочет заниматься химией, то в школе должна быть лаборатория со всеми необходимыми веществами и оборудованием; если его интересует музыка, то должна быть студия, где можно попрактиковаться и записать песню или композицию. Если учащийся хочет заниматься спортом, то должен быть спортивный зал, экипированный для спортивных игр, различных упражнений, а также тренажерный зал, в котором будущие спортсмены могут следить за своим здоровьем. Многие из перечисленных видов дополнительного образования представлены во многих школах, но нет таких школ, где бы все сочеталось в одном. А ведь в такой школе дети бы могли общаться с людьми, имеющими различные интересы и таланты, могли учиться контактировать со всеми, таким образом расширяя свой круг знаний.

В-третьих, каждый школьник должен уметь обращаться с современной техникой. Школа должна быть оборудована разнообразной электронной техникой, компьютерами, имеющими достаточные характеристики для проведения математических расчетов, редактирования графики и видео. Возможно существование «электронных классов», где может существовать контакт учителей и учеников, получение домашнего задания, обсуждение дел класса, школы. Это можно реализовать на базе социальных сетей.

Однако нельзя делать учебу полностью компьютеризированной. Бумага и книги, исторически играющие важную роль в учебном процессе, должны быть сохранены. Нельзя забывать, что постоянное использование компьютеров отрицательно сказывается на здоровье учащихся.

Хотелось бы сказать и об образе учителя. Учитель должен быть настолько же способен к самосовершенствованию, насколько и его ученики. Он должен вызывать уважение у детей. Это должна быть открытая, яркая личность, являющаяся профессионалом в своей области, и, возможно, ведущим собственные исследовательские разработки. На мой взгляд, учитель должен «помолодеть», необходимо привлечь молодых людей в школы. Именно такие люди смогут наиболее эффективно преподавать с использованием современных тенденций и технологий.

Школа является вторым домом для подростков. Так почему не сделать его уютным? Можно оборудовать комнаты отдыха, где школьник может посидеть на диване, отдохнуть перед уроками. А учителя будут иметь возможность расслабиться и поговорить на отвлеченные темы. С другой стороны, школа – большая, дружная семья. А где, как не в семье человек может получить совет и поддержку? В школе могут быть реализованы мероприятия, где ребенок может показать себя, получить советы по разным вопросам. Такими мероприятиями могут быть конференции, конкурсы, театральные представления. Тогда подросток, не боящийся выступать публично, сможет успешно выступать, защищая школу, город, страну.

Открытым остается вопрос, когда и зачем нужно реформировать институт школы? Невозможно предсказать, что будет завтра, это удел фантастов. В постоянно меняющемся мире человечество должно быть готово к любому сюрпризу. Наша страна находится на этапе роста и возрождения во многих сферах. Но чтобы этот этап завершился успешно, чтобы Россия снова стала сильной, великой страной, России нужны новые люди, нужно активное общество, стремящееся к саморазвитию и самосовершенствованию. Общество, которое едино, которое может совместно работать на благо Родины без разногласий и трений. 50% процентов норм и правил на ранней стадии дает школа. А чтобы общество было по-настоящему сплоченным, оно должно быть толерантным, и школа должна нести детям ее основы. Так давайте стремиться улучшить ее, чтобы улучшить день сегодняшний, сделав день завтрашний более светлым.



2012 © Национальный исследовательский
Томский политехнический университет