В 1979 году по инициативе заведующего кафедрой философии доктора философских наук, профессора Валерия Александровича Дмитриенко и молодого доктора физико-математический наук, заведующего лабораторией НИИ ЯФ Сергея Александровича Воробьева была создана Школа молодого ученого (ШМУ). Валерий Александрович, обладающий высоким научным потенциалом ученого исследователя и креативностью, взял на себя научно-методическое обеспечение. Первым директором ШМУ стал молодой и талантливый физик Сергей Воробьев, который был полностью согласен с идеей В.А.Дмитриенко о создании комплексной системы подготовки аспирантов. Заведующей учебной частью ШМУ была назначена доцент кафедры философии Раиса Брониславовна Квеско. Главная цель Школы молодого ученого заключалась в формировании мировоззренческой и методологической позиции молодого исследователя, дать необходимый багаж знаний не только в области философии и специальных научных дисциплин, но и обогатить аспирантов навыками и умениями в сфере организации научного труда, патентоведения, работы в библиотеке, подготовки и написания статей и кандидатской диссертации. Одной из важнейших задач ШМУ являлось оказание помощи аспирантов при подготовке докладов и сообщений на конференциях и семинарах различного уровня. Обучение в ШМУ, рассчитанное на все три года, было построено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-теоретическому, методическому, педагогическому и организационному уровням ученого, обладающего ученой степенью кандидата наук. Молодой исследователь должен был приобрести и реализовать в Школе молодого ученого свои потребности ученого-исследователя и педагога, раскрыть возможности и показать способности личности в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Создание ШМУ явилось тем фактором, который способствовал самореализации и самосовершенствованию молодых ученых и становлению их как ученых, проявивших впоследствии себя в науке и на производстве. Кроме этого, В.А. Дмитриенко, С.А. Воробьев и Р.Б. Квеско, объединенные идеей системно-комплексного подхода к обучению и воспитанию аспирантов на протяжении всех лет обучения, при формировании учебного плана актуализировали не только научно-исследовательскую и общеобразовательную подготовку, но и педагогическую и организационную стороны учебно-воспитательного процесса. Школа молодого ученого способствовала активизации личностных ориентаций аспирантов в рамках не только определенных научных школ, но и относительно новых направлений в научно-производственной сфере жизнедеятельности. Тем более, что ярким примером активной и плодотворной научной деятельности были руководители ШМУ – С.А. Воробьев и В.А. Дмитриенко. К работе в ШМУ привлекались ведущие специалисты и ученые не только Томского политехнического института, но и других вузов Томска, Новосибирска, Красноярска и Москвы. Обучение строилось посредством проведения лекториев, семинаров, конференций, основанием такого обучения являлась модульная система подготовки аспирантов с учетом индивидуально-личностной образовательной траекторией. Успешная учеба в ШМУ обладала приоритетом при аттестации аспирантов.  На Выставке достижений народного хозяйства представленные материалы по ШМУ получили отличную оценку со стороны посетителей выставки, руководства вузов, а также Министерства высшего образования страны. Представленный опыт системно-комплексной работы с аспирантами и реализации программы гуманизации и гуманитаризации технического образования был высоко оценен в плане инновационных технологий послевузовского обучения. К сожалению, в 90-е годы прошлого века ШМУ утратила некоторые свои черты – комплексная система подготовки научных кадров, резерва научного потенциала, а в результате деструкционных процессов, охвативших все российское общество, подготовка аспирантов в рамках Школы молодого ученого свелась к философскому образованию с целью подготовки к сдаче кандидатского минимума по философии. В настоящее время мы с радостью и удовлетворением можем говорить о возрождении системы подготовки научных кадров, о Ренессансе научной элиты в Томском политехническом университете, о возрождении Золотого века системы высшего образования – в деле подготовки кандидатов наук. Но хочется с благодарностью вспомнить и почтить память безвременно ушедших Сергея Александровича Воробьева (умер в 47 лет) и Валерия Александровича Дмитриенко, вложивших свою душу, знания и творческий дух в дело созидания молодой научной элиты и обновления научной отрасли, способствовавших научению творческого поиска и реализации своих эвристических и эдукационных способностей. | | Р.Б. Квеско |