29 апреля 2024 / Monday / Неделя четная
Авторизация
Главная > Преподавателю > Фонд методических материалов > Методы обучения и разработки ЭК > Активные методы обучения
  
    Активные методы обучения     

В этом ресурсе собрано подробное описание множества активных методов обучения, способствующих повышению познавательной активности студентов. В описании каждого метода вы найдете ссылки на дополнительную литературу и примеры из реальной практики преподавателей вузов.





ПРИМЕР — ЛЕКЦИЯ С ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ

На такой лекции особое место занимает умение слушателей оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее.

После объявления темы лекции неожиданно для слушателей преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические или поведенческие (в определенных случаях ошибки могут быть даже мировоззренческого или идеологического характера). При этом преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к преподавателю.

екцию с запланированными ошибками (лекцию-провокацию) лучше всего проводить в аудитории с одинаковым уровнем подготовки обучающихся по изучаемой теме. Среднее количество ошибок на 1,5 часа лекции - 7-9.

Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Для этого преподаватель оставляет 10-15 минут (время зависит от общей продолжительности лекции и сложности темы).

Исходная ситуация создает условия, как бы вынуждающие слушателей к активности: надо не просто воспринимать информацию, чтобы запомнить, а воспринимать, чтобы проанализировать и оценить. Немаловажен и личностный момент: интересно найти у преподавателя ошибку и одновременно проверить себя: могу ли я это сделать? Все это создает мотив, активизирующий психическую деятельность слушателя.

После вводной информации преподаватель читает лекцию на объявленную тему. Вполне возможно, что в конце, когда проводится анализ ошибок, слушатели найдут их больше, чем было запланировано. Преподаватель должен это честно признать (а подтверждением будет перечень ошибок). Однако искусство преподавателя заключается в том, что он и эти незапланированные ошибки использует для реализации целей обучения.

Поведение слушателей характеризуется двуплановостью: с одной стороны, восприятие и осмысление учебной информации, а с другой — своеобразная «игра» с преподавателем. Подобная лекция выполняет не только стимулирующие, но и контрольные функции, поскольку позволяет преподавателю оценить качество освоения предшествующего материала, а слушателям - проверить себя и продемонстрировать свое знание дисциплины, умение ориентироваться в содержании.>

Такую лекцию целесообразно проводить как итоговое занятие по теме или разделу после формирования у слушателей базовых знаний и умений. Если они не сумели найти все запланированные ошибки или предположить правильные варианты ответов, это должно послужить тревожным сигналом для преподавателя, так как говорит о том, что он не смог достичь дидактических целей, а у обучающихся не сформированы критическое мышление и практические умения.

Примеры:

Шандаров, В. М. Лекция с запланированными ошибками на тему «Волоконно-оптические брэгговские и длиннопериодные решетки» по дисциплине «Волоконно-оптические устройства и системы технологического назначения и управления» [Электронный ресурс] . – Режим доступа : https://docs.google.com/document/d/1BwDXdQcB9kThltU2oFy0lTqu8HeTdxHcGvzkIQU71Hs . – Загл. с экрана.

Миниахметова, Г. Д. Урок-лекция-провокация "Развитие органического мира в Мезозое" [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/211289/ . – Загл. с экрана.

Лавриненко, С. В. Оценочное мероприятие на тему "Структурно-логическая схема", включающее задание с запланированными ошибками [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.screencast.com/t/WoAM66un . – Загл. с экрана.

СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ ПРИМЕРОВ

Преподавателю

Сотрудничество

О нас

Система ЭО

ЭОР

Служба поддержки