24 ноября 2024 / Sunday / Неделя нечетная
Авторизация
Главная > Преподавателю > Фонд методических материалов > Методы обучения и разработки ЭК > Фонд оценочных материалов
  
    Фонд оценочных мероприятий     

Сборник приемов, способов, методов обучения, использующихся при разработке и проектировании оценочных мероприятий в электронной среде. Описаны сценарии проведения мероприятий в аудитории и в электронной среде



ПРИМЕР - МЕТОД JIGSAW


Краткое описание:

Преподаватель делит тему курса на отдельные подтемы и предлагает их для детальной проработки (изучения и выполнения заданий) группам студентов. Студенты, работая в группах, становятся экспертами в выбранной области и передают свои знания участникам других групп, проводя их обучение.

Примеры:

Цели и задачи: 

Цель метода  формирование у студентов навыков самообучения, ответственности и умения работать в команде. Метод способствует лучшему пониманию учебного материала (поскольку студенты должны не только самостоятельно в нем разобраться, но и обучить других студентов), формированию ответственности за общие результаты работы команды, развитию коммуникативных навыков. Метод позволяет преподавателю существенно экономить свое время, поскольку его роль сводится к общему контролю над деятельностью групп и лишь на заключительном этапе преподаватель оценивает индивидуальные достижения каждого студента.

Метод обучения:

Коммуникативный.

Форма организации деятельности обучающихся:

Групповая, коллективная.

Сценарий проведения в аудитории

Этап 1. Преподаватель выбирает тему курса (проблему, задание), которые можно разделить на N (чаще это 4-6) логически связанных частей. Каждая часть (далее - подтема) будет детально проработана группами студентов. По каждой подтеме преподаватель определяет содержание, требования к результатам, порядок выполнения работы, готовит материалы, в том числе, инструкции для членов группы, если таковые необходимы.

Этап 2. Преподаватель распределяет или студенты самостоятельно делятся на так называемые "home-группы" таким образом, чтобы в каждой группе было N-студентов (столько, сколько подтем).

Этап 3. В каждой home-группе преподаватель (или участники группы) определяет ведущего (лидера), который берет на себя ответственность за организацию работы группы. Лидер группы в авторитарном режиме или по согласованию с участниками распределяет зоны ответственности, закрепляя за каждым участником группы свою подтему. На начальном этапе преподаватель может предложить участникам home-групп осуществить "погружение" в подтему, предоставив подготовленные материалы для самостоятельного индивидуального изучения

Этап 4. С этого момента работа над заданиями в рамках подтем осуществляется в экспертных группах. Участники home-групп перегруппировываются, создавая экспертные группы, в состав которых входят участники, ответственные за одну подтему.

Деятельность экспертных групп может строится по сценарию:

  • встреча №1: обмен мнениями по изученным материалам, выбор стратегии поиска информации, распределение функций участников группы, уточнение требований к результатам работы группы;
  • индивидуальная работа по поиску, анализу и отбору информации;
  • встреча №2: анализ и отбор найденной совместными усилиями информации, оформление продукта совместной деятельности группы.

В зависимости от формы представления результатов работы группы, среди ее участников могут быть дополнительно распределены индивидуальные роли. Так, если результат работы группы будет представлен в виде презентации, в состав группы могут входить: главный редактор, сценарист, дизайнер, мультимедиа редактор, корректор. При такой детализации функций легче будет оценить индивидуальный вклад каждого члена группы. На этом этапе происходит обмен мнениями участников группы, в результате чего их понимание вопроса углубляется и устраняются возникшие на первом этапе изучения проблемы вопросы. В результате работы на данном этапе «эксперты» должны усвоить учебный материал или отработать навыки на таком уровне, который позволил бы им осознанно и безошибочно передать новые знания или умения другим студентам, не посвящённым в содержание данной подтемы.

Этап 5. Эксперты возвращаются в первоначальные home-группы для того, чтобы представить результаты работы своих экспертных групп. Каждый эксперт проводит обучение остальных членов группы. На этом этапе студенты учатся самостоятельно объяснять новый материал, внимательно слушать своих коллег, задавать вопросы и отвечать на них. Таким образом, получение или углубление знаний происходит не только в результате пассивного изучения учебных материалов, но и в процессе активной передачи новых знаний другим студентам.

Этап 6. На заключительном этапе преподаватель подводит итоги работы групп и всех участников обучения в целом, контролирует уровень усвоения новой темы курса каждым студентом. Контроль может осуществляться любым известным способом, подтверждая или не подтверждая добросовестность работы студентов в качестве экспертов. Преподаватель может также оценить и другие аспекты деятельности студентов: умение логично и понятно излагать мысли, аргументированно защищать свою точку зрения, демонстрировать организаторские и управленческие навыки, умение работать в команде.

Примерный календарный план проведения обучения по технологии Jigsaw может выглядеть так:

№ п/п Содержание Продолжительность
1 Формирование home-групп 1 неделя
2 Погружение в тему
3 Работа в экспертных группах 2 - 4 недели
4 Презентация результатов экспертных групп в home-группах 1 неделя
5 Подведение итогов

Сценарий проведения в ЭС:

Для того, чтобы спроектировать мероприятие в среде электронного курса, размещенного на платформе LMS Moodle, необходимо оценить потребность в ресурсах и выбрать подходящие конструктивные элементы системы управления обучением. Какие ресурсы электронной среды могут понадобиться, чтобы реализовать групповую работу студентов?

1.Необходимо место, где будут размещены основные материалы для участников групповой деятельности (описание, календарный план, порядок работы и взаимодействия, требования к результатам, система оценивания, инструкции и т.п.).

2.Поскольку в основе метода заложена определенная технология (порядок, последовательность событий), необходим ресурс, с помощью которого преподаватель сможет реализовать учебный сценарий.

3.В процессе индивидуальной и групповой работы студентов преподавателю необходимо выступать в роли консультанта, оперативно реагируя на вопросы обучающихся. Поэтому необходим ресурс для организации обратной связи.

4.Работа в экспертных группах предполагает закрытый характер. Поэтому необходимы ресурсы с ограниченным доступом, с помощью которых может быть реализована совместная деятельность групп студентов. При этом ресурсы должны обеспечивать возможность размещения материалов и взаимодействия.

5.В процессе проведения совместной работы могут понадобиться ресурсы для взаимодействия как между группами, так и внутри групп. Причем, некоторые из них могут осуществляться в асинхронном режиме (например, анкетирование или голосование), а другие - в синхронном (мозговой штурм, видеовстреча).

6.В зависимости от формы представления результатов групповой работы могут понадобиться дополнительные инструменты для их создания (офисный пакет, сервис создания ментальных карт и хронологических документов, Google Maps и т.п.).

Для реализации кооперативного обучения Jigsaw в среде LMS Moodle можно использовать следующие инструменты.

№ п/п Назначение Деятельностные элементы LMS Moodle
1 Хранение материалов по содержанию и организации групповой деятельности Пояснение; Страница; Файл; Гиперссылка
2 Ведение сценария совместной деятельности Новостной форум
3 Организация обратной связи с преподавателем Консультационный форум
4 Организация работы home-групп Вики совместная (общая для всех групп)
5 Организация работы экспертных групп Вики отдельная (закрытая площадка для каждой группы)
6 Организация асинхронного взаимодействия Чат; Опрос
7 Организация синхронного взаимодействия Чат; Adobe Connect

Материалы и ресурсы для проведения в ЭС:

Материалы для изучения, задания и инструкции для групповой работы, критерии оценки.

Режимы взаимодействия:

Асинхронный, синхронный.

Продукт деятельности:

Продукт (результат) групповой работы студентов может быть представлен в форме презентации (истории-презентации), электронного документа (текста, таблицы, схемы и т.п), географической карты, ментальной карты, истории, привязанной к временной шкале и т.п.

Инструменты оценивания:

Матрица оценивания включает показатели оценки качества продукта совместной деятельности (в зависимости от выбранного формата) и индивидуальной работы каждого студента в команде.

Тип оценивания:

Формирующее оценивание.

Развиваемые навыки мышления (по Блуму):

Применение, Анализ, Оценка, Создание.

Используемые инструменты LMS Moodle:

Пояснение, Страница, Файл, Гиперссылка, Форум, Вики, Чат, Опрос, Вебинар.

Используемые сервисы Web 2.0:

Диск Google, Ментальные карты, Карты Google, Шкала времени и др.

Дополнительные материалы и ресурсы:

СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ ПРИМЕРОВ