ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Основные разделы
Стандартное меню подразделений (новое)
Название подразделения
  
    Аннотация     
    Средства     
    Технологии     
    Советы     
    Теории обучения     

Дополненная реальность

Дополненная реальность определяется как «вид реального окружающего мира, дополненный элементами компьютерных сенсорных сигналов, таких как звук, видео, графика или GPS данные». Дополненная реальность делает только первые шаги в мире образования. Содержащие больше вычислительной мощности, чем средний ноутбук, Microsoft HoloLens являются мобильным голографическим компьютером с пассивным охлаждением, без вентиляторов, без проводов или внешних камер, или подключения к ПК. Позволяет свободное передвижение пользователя. Предлагает более широкие применения, чем Google Glass.
Nicholas Filler (28.04.2015)

The Augmented Future Of eLearning: Augmented Reality In eLearning

Три истории о том, как может выглядеть образование в будущем

Три коротких (6-7 мин.) видео от Pearson’s Research & Innovation Network.
В первом эпизоде будущее образование показано зрителям глазами студента Рея. Новые технологии, игровые механики и интерактивный ассистент Эйнштейн полностью вовлекают Рея в выполнение его задания.
Героиней второго видео становится школьница Виктория, которой в обучении помогают новые возможности персонализации образовательного процесса. Благодаря новым технологиям появляются новые способы анализа учебных успехов студентов и, соответственно, возможность подобрать наиболее подходящую им стратегию обучения, учитывающую скорость обучения каждого конкретного студента, время дня и даже время года.
Героиня третьего видео — мама Рея и Виктории — проходит курс онлайн-обучения. Во время ее медицинского обучения моделируются реальные сценарии — Симоне не удается спасти пациента, но, к счастью, это всего лишь тренировка, и, «вернувшись» обратно в аудиторию, она может вместе с профессорами разобрать, что же она сделала не так.
Обучение Симоны геймифицированно — в нем есть различные уровни и награды, а также таблица результатов, которая помогает понять, в чем Симона делает успехи, а что дается ей хуже, и сконцентрировать усилия на этих областях.
 
Е. Изместьева. Теплица социальных технологий

«Перевернутое» обучение = активное обучение

Чтобы реализовать перевернутое обучение, преподаватель должен: а) спроектировать систему учебных задач (содержание аудиторных занятий), отвечающую образовательному стандарту по дисциплине; б) составить плейлист из роликов с необходимой теорией. Ролики не обязательно готовить самостоятельно, для таких случаев существуют открытые образовательные ресурсы (в том числе и на русском языке). Будет полезным сопроводить плейлист ссылками на соответствующие разделы учебника. Поскольку учащимся необходимо заранее готовиться к занятиям, важно снабдить их материалами и точным расписанием в самом начале курса.
 
Более подробно в блоге И.Ю. Травкина
 
«Перевернутое» онлайн-обучение (продолжение темы)

Модели смешанного обучения

Систематизированный обзор современных зарубежных моделей организации смешанного обучения:
  • ротационной,
  • «перевернутого» класса,
  • Flex модели,
  • виртуально обогащенной модели, с указанием отличительных черт в иллюстрациях.

Есть ссылки на аналогичные публикации на русском языке.

Смотреть блог К.Л. Бугайчука, пост 07.06.2014
 
Подборка видео о смешанном обучении с комментариями К. Бугайчука

Смешанное обучение: ресурсы

На сайте Edutopia.org Эшли Кронин собрала ссылки на ресурсы интернета, позволяющие преподавателям сориентироваться в технологии смешанного обучения, которое сочетает в себе традиционный учебный процесс «лицом к лицу» и электронное обучение.
  • Что такое смешанное обучение?
  • Приступая к работе с Blended Learning
  • Советы, инструменты и стратегии
  • Смешанное обучение на практике
Ashley Cronin «Blended Learning: Resource Roundup»

Элементы сase study на лекции

Суть метода кейз-стади (case study) – в предварительном показе и последующем обсуждении с аудиторией какого-то конкретного случая, который был в производственной или иной практике или в рассказе о нем (story telling). Конечно, показ случая в видеозаписи будет лучше простого устного рассказа лектора. В данном фрагменте записи занятия с аспирантами ТПУ этот вариант реализован.

Лекция построена по следующему сценарию:
  1. Важность темы для слушателей (вводно-мотивационный момент).
  2. Заход на блог преподавателя и просмотр материала.
  3. Краткое обсуждение с аудиторией и постановка проблемы: Как надо?
  4. Переход к просмотру учебного материала с большей свободой действий у студентов.
Сохраняется ведущая роль лектора в подготовке учебного материала, используемого в аудитории, и в стимулировании обсуждения материала.
 
Фрагмент видеозаписи лекции
 
Фрагмент видеозаписи семинара

Виртуальные лабораторные работы

В качестве примера: «Эффект Доплера»
Особенность методики выполнения лабораторных работ: эксперимент, практические действия по знакомству с изучаемым явлением предваряют его теоретическую интерпретацию (объяснение).
Компьютерная модель отражает распространение волн по поверхности жидкости. Перед выполнением работы необходимо просмотреть видеозапись реального эксперимента по рекомендованной в описании работы ссылке.
Цель работы: самостоятельное установление характерных особенностей волнового процесса, называемого эффектом Доплера, получение математического описания процесса.
Теория явления изучается самостоятельно по материалам, опубликованным в Интернет (поиск по ключевым словам: Доплера эффект или эффект Доплера). Работа выполняется по индивидуальному варианту исходных данных, приведенных в таблице вариантов заданий.

Смотреть работу (требуется аккаунт ТПУ)
Комплекс виртуальных лабораторных работ (открытый доступ)
Обоснование методики активных лабораторных работ

Лабораторные работы в стиле минипроектов

Готовность работать в команде и другие проявления социализации в качестве основных компетенций входят в ФГОС подготовки студентов как технических, так и гуманитарных институтов ТПУ. Рассматривается возможность модификации методики выполнения лабораторных работ в направлении их реализации как монодисциплинарных учебно-исследовательских мини-проектов, способствующих развитию метадисциплинарных компетенций и выполняемых малыми группами студентов.
Фрагмент видеозаписи лекции
Презентация "Фронтальные компьютерные лабораторные работы как минипроекты"
Статья "Лабораторный практикум по курсу физики как проектная обучающая среда"
 
 
 
Элементы геймификации в сетевых проектах

Наибольшая учебная активность студентов достигается при выполнении сетевых проектов малыми группами. Элементы игровых технологий увеличивают мотивацию студентов к достижению цели проекта и способствуют формированию общих и профессиональных компетенций. Об организации таких проектов рассказывает доцент О.Б. Шамина.

 
Видеозапись интервью с О.Б. Шаминой
 
Презентация
 
Что такое геймификация

Активные технологии на практических занятиях:

«Карусель». Совместная работа в малых группах

Сценарий занятия: Большая группа разделяется на несколько малых по 4-5 человек. Проблемные вопросы или задания преподаватель формулирует по количеству малых групп. Каждая из них пишет свое решение (предложения) и передает по кругу дальше. По завершении цикла, с сообщением выступает один представитель («спикер») от каждой из групп.

Видеозапись фрагмента занятий
 
Сетевой вариант малых групп

Сценарий занятия: Большая группа разделяется на несколько малых (до четырех). Проблемные вопросы или задания преподаватель формулирует по количеству малых групп и размещает их на общей Стене на листах различных цветов. Члены групп печатают заметки «своего» цвета. После определенного времени согласованно выбранные в группах (или назначенные преподавателем) «спикеры» формулируют обзор мнений своих групп. Устно при очном обучении, письменно (на Стене) – при дистанционном.

Как создать Стену
Использование открытых досок ("стен")
 
Семинары совместного редактирования

Сценарий занятия: Автор текста (эссе, обзора, реферата) размещает его на сервисе GoogleDrive, Box.net, DropBox и т.д. и открывает доступ к документу всем участникам очного или сетевого семинара. Каждый из участников указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор в конце семинара делает отчет о том, что принимает, а что нет и почему. Такого рода занятия (тренинги) развивают навыки представления своего мнения, видения проблемы и др. и учета мнений совместно обучающихся или работающих.

Сервисы соредактирования документов
 
«Brain Storm» или Мозговой штурм

Сценарий занятия: записываются все идеи, возникшие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников (каждую идею записывают на отдельной карточке). Категорически запрещается любая критика. Каждый участник по очереди зачитывает свою идею, остальные слушают и записывают на карточки новые мысли, возникшие под влиянием услышанного. Затем все карточки собираются, сортируются и анализируются с целью генерализации основных идей..

Фрагмент видеозаписи занятия

Шесть шляп – шесть стилей мышления

Вариант метода мозгового штурма, предложенный Эдвардом де Боном, позволяет рационально организовать мыслительный процесс и повысить эффективность поиска путей решения проблем, в т.ч. учебных. Цвет шляпы имеет значение: белый – факты, черный – критическое отношение, красный – интуитивные догадки, желтый – возможные выгоды, зеленая – новые идеи, синяя – что делать в дальнейшем.
 
Подробнее в «Дидакторе» Г.О. Аствацетурова

Блогинг как педагогика, способствующая обучению

Блоги могут быть поддержкой подходов и методов облегчения обучения в аудитории, для любого уровня, возрастной группы и предметной области. Блог поддерживает четыре основных направления:

  1. Чтение
  2. Написание
  3. Рефлексию
  4. Коммуникацию
Сильвия Толизано кратко анализирует каждую из этих областей с точки зрения содействия обучению. 03.06.2014 г.
 
Читать Silvia Tolisano «Blogging as Pedagogy: Facilitate Learning»

Формирование компетенций педагога средствами виртуальной образовательной среды

Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, к.п.н., профессор МГОУ

… Показатель « Владение технологиями создания и представления образовательных продуктов» включает умения:

  • организовать личное информационное пространство;
  • работать с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами);
  • создавать электронный учебный курс по предмету;
  • организовывать дистанционное обучение в сетевом и кейсовом режиме;
  • администрировать виртуальную образовательную среду;
  • владеть основными элементами конструирования сайта;
  • проводить преподавательскую деятельность через сеть, используя современные возможности сетевого общения
Подробнее в презентации на SlideShare
 
Персональная учебная среда: принципы создания и применения

Травкин Иван

Содержательный анализ современных инновационных образовательных технологий, основанных на идеях коннективизма, социального взаимодействия и персонализации учебного процесса. Лекционный миникурс, представленный в виде плей-листа записей на YouTube.com. Требует вдумчивого отношения к материалу, лучше просматривать отдельными порциями.

Посмотреть записи

Яндекс.Метрика