SEARCH:

Нет данных.
Сегодня
25 ноября 2024 / Monday / Неделя нечетная
Time tableРасписание
  
    New Tab     
    New Tab     
    New Tab     
    New Tab     
      Почему я решила разместить эти материалы на сайте? Потому, что хочу поделиться радостью встреч с уникальными людьми, которые подарила мне жизнь. Годы работы в газете и на телевидении стали удивительно насыщенными, яркими и очень важными. Они шли параллельно с семьей наукой, тренерской работой… Они были «необязательными» и потому особо любимыми. «Только лошади летают вдохновенно, иначе лошади разбились бы мгновенно…».
      Мне нравится журналистика, ее непредсказуемость, жесткость, риск, свобода, концентрация сил и времени, бессилие перед началом работы и внезапное озарение. Мне нравится, что можно встречаться с фантастически талантливыми людьми, учиться у них и помогать им раскрыться. Мне нравится работать в команде с моими дорогими операторами, звукорежиссерами, монтажерами - сначала упрашивать, убеждать их, потом восхищаться тому, как они «потащили» идею. Это удивительное понимание - «кожей», которое сохраняется надолго, если не навсегда. В журналистику я попала случайно. В первых выпусках газеты «Томский вестник» был материал об удачном внедрении моего изобретения в тепличных хозяйствах. Познакомившись с редакцией, я пригласила сотрудников на лекцию по садоводству (были тогда по линии общества «Знание»). Пришли. А в конце попросили изложить материал в виде газетной статьи. Изложила. «Слушай, дорогая», - сказала мне тогда Люба Бозрикова, - ты так интересно рассказывала и так казенно написала». Это был первый урок.
      Тонко, умно, доброжелательно работали со мной первые «вестниковцы». А для меня было удивительным счастьем окунуться в их дружеский мир, пообщаться с интеллектуальными, компетентными журналистами. Мы и сейчас часто встречаемся. «Ребята, давайте будем вместе до конца», - сказала недавно Таня Винарская на юбилее Любы. Мы, молча, согласились.
А потом совершенно случайно пришла очередь телевидения с его жестоким ритмом и абсолютной дисциплиной. «Ты можешь не прийти или опоздать, - были первые слова Ирины Кутузовой, мэтра журналистики, - но только, если умираешь. Перед этим нужно позвонить и предупредить». Ирина Михайловна стала крестной матерью передачи «А мы просто сеяли…», придумав и само название. Строго подсказывала нюансы, помогала встать на ноги. Помогали и другие – операторы, «звукари», «технари»… Наша передачка стала известной. Ее смотрели и те, у кого садов-огородов не было. Действительно, красиво: цветы, растения, музычка, простые, но увлеченные люди... Помню в антракте концерта в БКЗ ко мне кинулась незнакомая женщина и сумбурно начала за что-то благодарить. Оказалось, когда-то ей стало невыносимо тоскливо. Настолько, что она решила уйти из жизни. Вышла на балкон и случайно услышала музыку с нашей заставки. Вернулась, досмотрела «Сеялку», и жизнь заиграла яркими красками. Мы колесили по Сибири, Москве, притаскивали материалы от академиков и любителей, снимали самые красивые площади, офисы, балконы, помогали «Томскому дворику». Мы показывали, какие чудеса можно создавать и в наших жестких условиях, если понимать «характер» растений, иметь вкус и терпение.
       Потом пришел черед «Утреннего канала». Я работала тогда замдиректора сельскохозяйственного института по научной работе и к девяти свободно успевала. Но! До девяти утра два раза в неделю надо было вставать полпятого (просыпаясь каждый час), заходить в шесть к парикмахеру, в шесть тридцать – в павильон… Что было дальше, описать трудно. Прямой эфир по полтора часа. Абсолютно без права на ошибку (пригодился спорт с его сочетанием раскованности и полной собранности).
Опять же, работали командой, подстраховывая, понимая друг друга без слов. Ира Сергеева - режиссер. Не знаю, как ей удавалось сохранять спокойствие в том безумном клубке технических, творческих наворотов, экспромтов и сбоев. Краем глаза я всегда следила за ее реакцией в окне павильона – откинулась, улыбается, все – окей; замерла – где-то сбой, нужно быть повнимательней. Мой напарник, Андрей Зайцев, любил придавать программе остроту. Он мог запросто спросить у гостьи, изменяла ли она мужу; у Димы Певцова – на самом ли деле он такой развязный или это – образ (я старалась сглаживать неловкость, возникавшую у наших гостей – от новой обстановки, бесцеремонных звонков, вопросов, непонятного сленга). Когда Андрей был в ударе, звонки шли в эфир, не переставая. Помню, он играл на баяне, а зрители по телефону пели частушки. Это было – супер!
       Моей фишкой сделали зарядку, каждый раз новую – «Испания», «Восток», «Кошечки», «Рок-н-ролл»… Как-то всю передачу мы посвятили «Томи» - представляли зрителям нового тренера, Петракова, готовили бутерброды с игроками, со зрителями проводили конкурс кричалок. Естественно, что для зарядки я выбрала разминку Пеле. Одно из упражнений – поза плуга (что-то вроде неполного кувырка назад). Уже перекатываясь на спину, почувствовала ужас звукаря Лени Кужелева и поняла, если раздавлю блок с питанием, он меня убьет. Может быть, в прямом эфире. В доли секунды сдвинула коробку на бок и спасла микрофон и свою жизнь.
       В те два года гостями Утреннего канала были все известные люди, которые приезжали в Томск. Мы душевно общались. Зрители помогали. Они быстро встраивались в наши сценарии, увлекались и увлекали нас. Они искренне переживали друг за друга, рассказывали свои истории, давали советы. Многие голоса мы узнавали сразу, с кем-то подружились, встречались, с кем-то продолжаем встречаться. С эфиров возвращались жутко уставшими, но счастливыми.
      Сильные, серьезные работы начались для меня в Научно-образовательном канале. В темах никто не ограничивал. Поэтому все, что было важно, интересно, находило отклик в рубриках тележурнала «Ученые записки». Галя Дмитриева тонко, нежно, умно собирала наши материалы, и со временем от отдельных сюжетов мы перешли к фильмам. Путешественники к Северному и Южному полюсам, ведущие ученые Томска, России, мира, Воин-Ясенецкий, укокская принцесса - кто только не был героем наших сюжетов! Принцесса принесла нам Гран-При международного телефестиваля «Разум. XXI век». Но до того были заметка в Интернете о чудом сохранившейся мумии и желание ее увидеть. Потом – долгие и безуспешные переговоры с новосибирцами (15 отказов). Почти случайное согласие. Съемки (мы оказались первыми телевизионщиками, снявшими Принцессу) и расплата (авария в Красноярске: травмы, сотрясение мозга, ремонт автомобиля). Командировка затянулась, но у нас неожиданно появилась возможность новых съемок. Администрация Красноярского края «костьми легла», чтобы помочь нам. Мы привезли фантастический материал о Святом Луке, архиепископе и академике, сняли выращивание огромных драгоценных камней, побывали в бункере, где моделируют условия полета на Марс… Вообще телевидение позволило увидеть удивительный бескрайний мир, запечатлеть его и передать зрителям.
       С детства я мечтала побывать в Жуковском – побывала. В Центре управления полетом. В Тайване в аэрокосмическом центре наблюдала сборку спутников (спасибо Владиславу Ивановичу). В Звездном городке снимала тренировку космонавтов. Со многими познакомилась – скромнейшие, умнейшие, с невероятным «чувством локтя». Наши фильмы с интересом приняли в отряде подготовки космонавтов. Ждут новые. Зовут на Байконур. Мечтала посетить музей Распутина. Посетила. Всю ночь мы провели в доме, где он вырос, где отлеживался после ранения, где все пропитано трагическим духом мистики. Разве смогла бы я без телевидения оказаться в Иволгинском дацане, прикоснуться к теплой «живой» руке Будды Итигелова? Познакомиться с сотрудниками разведки специального назначения?
       Опыт, взлеты, сомнения, доверие моих героев «входят» в мою жизнь и до предела концентрируют ее. Каждый фильм, очерк становятся отдыхом, испытанием, счастьем и расширением возможностей. Впереди – новые работы, а значит, нужно еще столько успеть…
Гостья из США
2011 © Томский политехнический университет
При полном или частичном использовании текстовых и графических материалов с сайта ссылка на портал ТПУ обязательна