Шпаргалка начинающего тренера |
|
---|---|
Что такое тренинг и зачем он нужен? С чего начинается тренинг? Упражнения на знакомство Упражнения на «разогрев» Упражнения на командообразование Упражнения по тайм – менеджменту Упражнения по стресс – менеджменту Упражнения на завершение Приложение Список использованных источников и литературы |
С чего начинается тренинг?Любой тренинг начинается со знакомства ведущего и группы. Как выстроить знакомство с группой? Знакомство участников с темой, целями и задачами тренинга. Знакомство участников с правилами поведения в тренинговой группе. Тренинг – это ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача ведущего в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. Правила поведения в тренинговой группе: Организация тренингового пространства. Тренер должен создать нестандартную обстановку. Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Помещение, где будет проходить занятие, не должно быть слишком тесным. Роль тренера (ведущего). Тренер (ведущий) – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались. Его цель – не демонстрация своих способностей, а помощь в построении отношений общения между участниками. Самая большая ошибка – думать, что тренер – “гений общения”. Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любой ситуации. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но это мешает контакту с участниками. Лучше выбрать роль организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а сами участники – за его результаты. Основная задача начинающего тренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий. Какие трудности могут возникнуть при проведении тренинга и как с ними справиться? Группа вам не нравится. Причина: возможно до тренинга вы сформировали в своей голове некий желаемый образ будущей группы. При несовпадении ожидаемого образа с реальностью возникают негативные эмоции. Вы волнуетесь перед группой. Причина: не расценивайте это как слабость, волнение сопутствует любой новой деятельности. Участники разговаривают и не обращают на вас внимания. Причина: причины могут быть различными, если это середина или конец тренинга то причиной может послужить усталость группы, также причиной может стать низкая заинтересованность группы в тренинге, отсутствие интереса. Участники требуют от вас большей активности и поддержки. Причина: поддержка тренера необходима, но должна быть минимальной. В данном случае участники проецируют на вас свои сильные качества. Вы растерялись и не знаете, что делать дальше. Решение: не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не надо ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят. Может быть, действительно, на вашем тренинге наступит время тишины и покоя. Задуманный вами сценарий тренинга не получается. Причина: испортить тренинг может заранее приготовленный план. В этом случае, вместо организации творческого общения, вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов. Ценным становится соответствие поведения участников вашему проекту, то есть вы начинаете обучать их послушности, а не навыкам, соответствующим цели тренинга. |