Шпаргалка начинающего тренера

 

Введение


Что такое тренинг и зачем он нужен?


С чего начинается тренинг?
Упражнения на знакомство
Упражнения на «разогрев»
Упражнения на командообразование
Упражнения по тайм – менеджменту
Упражнения по стресс – менеджменту
Упражнения  на завершение
Приложение
Список использованных источников и литературы

 

С чего начинается тренинг?

Любой тренинг начинается со знакомства ведущего и группы.

Как выстроить знакомство с группой?
Ведущий называет имя, фамилию, обозначает – как к нему должны обращаться участники тренинга (лучше подготовить бейдж с именем). Можно коротко рассказать о себе, как о студенте ТПУ (институт, курс, увлечения в рамках университета).

Знакомство участников с темой, целями и задачами тренинга.
Цели и задачи тренинга зависят от темы занятия. В данном методическом пособии цели прописаны под каждой темой.

Знакомство участников с правилами поведения в тренинговой группе.

Тренинг – это ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача ведущего в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем.

Правила поведения в тренинговой группе:

  • Общение по принципу “здесь и теперь”  (говорим только о том, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит в группе)
  • Конфиденциальность всего происходящего (все происходящее во время тренинга, не разглашается и не обсуждается вне тренинга).
  • Высказывания от своего имени («Я считаю» вместо «мы считаем»)
  • Искренность в общении (говорить только то, что думаешь и чувствуешь).
  • Уважение (слушаем и не перебиваем говорящего участника ).
  • Активность
  • Не опаздывать, отключать сотовые телефоны  (во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое необходимо беречь. Опаздывающие и отвлекающиеся на телефонные звонки участники  “разрежают” его).
  • Рекомендации ведущему: Вы объясняете участникам эти правила, даете ответы на все возникающие вопросы. Если со стороны членов группы нет возражений, то правила считаются принятыми группой и являются законом для всех, в том числе для ведущего. Ведущий должен следить, чтобы эти правила никем не нарушались. Если же какое-то правило все-таки было нарушено, то нужно напомнить о нем участникам группы еще раз.
  • Организация тренингового пространства.

    Тренер должен создать нестандартную обстановку. Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Помещение, где будет проходить занятие, не должно быть слишком тесным.

    Роль тренера (ведущего).

    Тренер (ведущий) – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались. Его цель – не демонстрация своих способностей, а помощь в построении отношений общения между участниками. Самая большая ошибка – думать, что тренер – “гений общения”. Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любой ситуации. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но это мешает контакту с участниками. Лучше выбрать роль организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а сами участники – за его результаты. Основная задача начинающего тренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.

    Какие трудности могут возникнуть при проведении тренинга и как с ними справиться?

    Группа вам не нравится.

    Причина: возможно до тренинга вы сформировали в своей голове некий желаемый образ будущей группы. При несовпадении ожидаемого образа с реальностью возникают негативные эмоции.
    Решение: не конкретизируйте заранее свои ожидания. Таким образом, вы оградите себя от разочарования.

    Вы волнуетесь перед группой.

    Причина: не расценивайте это как слабость, волнение сопутствует любой новой деятельности. 
    Решение: подавленные эмоции только усиливаются, а если не бояться их проявить, это ведет к разрядке и их исчезновению. Лучше скажите группе о своем волнении. Это добавит вам искренности и убедительности.

    Участники разговаривают и не обращают на вас внимания.

    Причина: причины могут быть различными, если это середина или конец тренинга то причиной может послужить усталость группы, также причиной может стать низкая заинтересованность группы в тренинге, отсутствие интереса.
    Решение: Самое беспомощное действие в этой ситуации – кричать: “Послушайте меня!” Более эффективным будет предложить им: “Посмотрите, что я сейчас буду делать”. Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Шевелите руками до полной тишины. Поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.

    Участники требуют от вас большей активности и поддержки.

    Причина: поддержка тренера необходима, но должна быть минимальной. В данном случае участники проецируют на вас свои сильные качества.
    Решение: объясните участникам, что цель тренинга – выявить и развить собственные сильные качества. Если ведущий будет помогать участникам больше необходимого, это уменьшает шансы участников добиться результата.

    Вы растерялись и не знаете, что делать дальше.

    Решение: не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не надо ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят. Может быть, действительно, на вашем тренинге наступит время тишины и покоя.

    Задуманный вами сценарий тренинга не получается.

    Причина: испортить тренинг может заранее приготовленный план. В этом случае, вместо организации творческого общения, вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов. Ценным становится соответствие поведения участников вашему проекту, то есть вы начинаете обучать их послушности, а не навыкам, соответствующим цели тренинга.
    Важно!
    При подготовке к тренингу учитывайте, какой реквизит понадобится для упражнений.

    << 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 >>
    Пройдите по ссылке и ознакомьтесь с правилами по конфликтологии