Студенческий театр эстрадных программ
«Имени Евг. Сазонова» в 1975-1978 годах
Осенью 1975 года, когда на факультете АВТ в клубе «Каникула» был проведен «Фестиваль искусств 1-го курса» и КВН первокурсников по специальностям на котором целый ряд вновь поступивших студентов показали свои творческие возможности, появилась мысль о создании студенческого театра миниатюр на АВТФ.
Уже в конце октября 1975 года состоялась первый сбор группы студентов, которые приступили к репетициям в составе студенческого театра миниатюр. В первых составах, которыми руководил Анатолий Соловьев, с 1975 по 1978 год, в разные годы принимали участие: Александр Анфимов, Александр Дружинин, Александр Екименко, Сергей Ершов, Михаил Калинин, Наталья Кленовская, Сергей Макаров, Григорий Неруш, Эдуард Чесанов, Сергей Шварцев, Сергей Яковлев, Владимир Маховик, Дмитрий Цвигун, Ирина Чикашова,
На самом первом этапе репетиции в театре начали с уже известных миниатюр из программы: «Мы все из Политеха», а также миниатюр, которые были написаны в составе миниатюрной группы «Братья Карамазовы». В ходе репетиций выкристаллизовалось и название театра. Театр стал называться студенческим театром эстрадных программ (СТЭП) им. Евг. Сазонова.
Новые тексты и новые миниатюры писались, как правило, самими участниками театра. Помимо выступления, это уже сам по себе был увлекательный и творческий процесс. Очень удачные монологи и веселые истории писал Эдуард Чесанов, он же и был главным их исполнителем. А когда осенью 1978 года Эдуард Чесанов стал руководителем радиостудии «Каникула – АВТФ», то вместе с Григорием Нерушем, который тоже перешел на работу в радиостудию, они с 1978 года организовали для клубных вечеров выпуски «Живых новостей».
Среди актеров первого состава особенно заметен был незабываемый до сих пор Александр Дружинин, под его типаж даже писались специальные сценки, в которых он показывал зрителям уникальные образы и возможности перевоплощения.
В первых составах театра были всего две девушки: Наталья Кленовская и Ирина Чикашова. Участникам театра не всегда удавалось прописать так тщательно женские образы. Поэтому зачастую эти образы рождались прямо во время выступлений на импровизационной основе. И если Ирина Чикашова предпочитала с отточенностью и доскональностью следовать воплощению режиссерского замысла, то совершенно блистательные и неподражаемые образы Наташа Кленовская создавала на импровизационной основе легко и непринужденно.
В репертуаре театра были не только сценки, рассчитанные на минимальное количество участников, но и более сложные миниатюры с большим количеством участников театра одновременно занятых на сцене. В феврале-марте 1976 года восстановили и дописали вновь сцену «Боги на Олимпе». Запомнилось несколько фраз из той миниатюры: «Вчера Вакх со товарищи устроил в Пизе целую вакханалию, студенты в Пизе так раздухарились, что после большого возлияния горячительных напитков устроили еще и танцы у башни, отчего башня в Пизе сильно накренилась».
Зевс о Венере Милосской: «А кто это, блин, девчушке то руки оторвал?! Узнаю, елы-палы, так все лишнее к чертовой матери и повыдергаю!»
И вот первое выступление на вечере в честь дня рождения клуба «Каникула», которое состоялось в середине марта 1976 года, а уже в 1976 года театр с большим успехом принимает участие в концерте посвященном 15-летию АВТФ.
В репертуаре театра были не только эстрадные миниатюры и монологи. Органично в программу театра вплетались и песни. Так уже программа «Мы все из Политеха» была построена из сценок и монологов, которые были представлены блоками, включавшими в себя и шуточные куплеты.
Уже во время репетиций по мотивам песни В. В. Гордейчева «Стипендию дают» был написан текст, который вошел в репертуарный план театра. А позднее когда в составе театра стал принимать участие Дмитрий Цвигун, в репертуаре театра появились и веселые, и лирические песни о Томске, о любви и дружбе.
Первоначально театр задумывался как театр именно цельных взаимосвязанных между собой частей, поэтому он и назывался театр эстрадных программ. В составе театра появилась группа «Танцевальная миниатюра», которой руководила Ирина Зернова. Однако из-за отсутствия достаточного времени для сценарных находок в развитии этой части программы театра работа застопорилась. В начале 1977 года Ирину Зернову, Ольгу Поморцеву и Наташу Сергееву пригласил для работы в театре «Т-ССС» Валерий Сорокин, который блестяще реализовал в своих постановках эту идею, а девушки с АВТФ плодотворно поучаствовали несколько лет в работе этого замечательного коллектива.
В течение зимне-весеннего периода 1976-1977 года была отрепетирована новая программа, которая получила название «От сессии до сессии», именно в этот момент в составе театра появились Дмитрий Цвигун и Ирина Чикашова. Члены театра репетировали самоотверженно над своей программой, и к началу апреля 1977 года, обкатав на различных мероприятиях в клубе «Каникула» свою программу были приглашены участвовать в 3-ем Городском конкурсе студенческих театров миниатюр. К сожалению, в конце марта театр понес серьезные кадровые потери, из-за чего пришлось срочно вводить в состав новых членов и переделывать программу выступлений, в результате образовалась рыхлость в сценарии, и нарушились некоторые игровые связи между участниками театра.
Дебютное выступление театра не стало заметным явлением в театральной жизни, но зато позволило участникам театра критически посмотреть на свою работу, набраться столь необходимого опыта, познакомиться с другими творческими коллективами в жанре студенческих театров миниатюр. В репертуаре театра в те годы появилось и много новых миниатюр из репертуара других театров. Особенно много миниатюр было из программ студенческого театра «Эстус», очень близкого тогда по духу нам театра.
Несмотря на не столь удачное выступление театра на конкурсе, а основным недостатков в первую очередь, на мой взгляд, было отсутствие опыта выступлений на «большой сцене», ну а жюри при подведении итогов отметила в первую очередь так называемое мелкотемье и зацикливание на чисто студенческой тематике миниатюр. Как пошутили потом члены жюри, что судя по названию театра они ожидали, что-то типа постановки «Бурного потока». Однако и место из 6-и выступавших театров было не последнее. А к в книге «Томская Юморина» о первом выступлении театра было написано так:
«Дебютант… в то время еще не приобрел своего лица и потому робко и непритязательно отработал свои номера, запомнившись разве что некоторыми попытками поиска в пантомиме. Однако зародышевые проблески потенциалы ощущались и в последствии в определенном смысле были реализованы».
Тем не менее, театр продолжал жить своей жизнью, и был очень популярен в те годы на АВТФ и в ТПИ. Театр участвовал во всех мероприятиях связанных с клубной и факультетской жизнью и не раз приглашался для выступлений в разных студенческих аудиториях. Члены театра часто оставляли основу факультетской команды КВН и различных творческих делегаций клуба «Каникула». Состав театра на протяжении этих лет неоднократно варьировался
В 1978 году театр из-за очередной большой потери в составе на городском конкурсе не выступал, но зато было принято решение провести на АВТФ первую «Юморину». А гостями этой «Юморины» стали участники театров, которые стали победителями конкурса студенческих театров миниатюр из Красноярского института цветных металлов «То-да-се», Тюменского индустриального института «Мультипляксатор» и театра «Эстус» Томского университета.
Театр, который был основан в октябре 1975 года, просуществовал до осени 1978 года, и последней его большой работой была программа, которую участники театра приготовили осенью 1978 года к факультетскому празднику «Посвящение в первокурсники». К этому времени большинство участников театра уже были привлечены к работе в различных общественных организациях факультета и не смогли так много уделять внимания репетиционному процессу, но собрались последний раз вместе для принципиально важного для клуба концерта.
Новая редакция подготовлено для сайта «Каникула» А. Соловьев 25.05.2012