Русская версия
Институт кибернетики ТПУ
Институт кибернетики ТПУ
Институт кибернетики ТПУ
Институт кибернетики ТПУ
Институт кибернетики ТПУ

Ученикам чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади
Аристотель (384-322 до н.э.)

Образование должно быть истинным, полным, прочным
Ян Амос Коменский
(1592-1670 гг.)

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу
Грибоедов А. С.
(1795-1829 гг.)

Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно
Ломоносов М. В.
(1711-1756 гг.)

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян
Менделеев Д. И.
(1834-1907 гг.)

Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество
Сократ
(ок. 470-399 до н.э.)

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться
Леонардо да Винчи
(1452-1519 гг.)

$('#s6').cycle({      fx:     'scrollLeft',      timeout: 7000,      delay:  -2000      });
Ресурсы
Главная > Наука и инновации > Научно-исследовательская работа > Телекоммуникационные системы мониторинга и управления для автономных подводных роботов
Телекоммуникационные системы мониторинга и управления для автономных подводных роботов
Почему выбран этот проект?

Проект «Телекоммуникационные системы мониторинга и управления для автономных подводных роботов» (далее по тексту - АНПА), направлен на «научные прорывы» и поиск инноваций в научной области, что позволит университету повысить академическую репутацию на рынке образовательных услуг и обеспечит высокий уровень конкурентоспособности в области когнитивных систем и телекоммуникаций. Полученный опыт позволит нам создавать интернациональные платформы, интегрирующие лучшие мировые практики научных исследований в подготовку высококвалифицированных инженерных кадров в такой области как разработка математических моделей, программного и аппаратного обеспечения для контроля и управления сложными системами, в частности автономными необитаемыми подводными аппаратами (АНПА).

Основные области применения АНПА:

  • океанологические исследования;
  • мониторинг водной среды;
  • морская геологоразведка;
  • инспекция подводных инженерных сооружений и трубопроводов;
  • поисково-обследовательские и спасательные операции;
  • охрана окружающей среды и марикультур.

В настоящее время существует острая потребность в развитии автономных подводных необитаемых аппаратов, а именно «интеллектуальных» АНПА большой автономности и радиуса действия. Для этого необходимы новые технические решения по обеспечению передачи данных, мониторинга подводной обстановки и оптимизации управления как отдельными АНПА, так и их группой, а также разработка современных бортовых информационно-измерительных и навигационных комплексов.

В качестве цели проекта обозначено:

  • разработать аппаратно-программные информационно-телекоммуникационные комплексы, обеспечивающие реализацию новых функциональных возможностей для следующего поколения АНПА и интегрировать полученные результаты, знания и опыт в образовательную программу «Информационно-коммуникационные технологии» в области системной инженерии и океанотехники.

Проект подразумевает выполнение следующих задач, которые могут быть сгруппированы по четырем блокам:

      Блок - Навигация и управление:
  • разработка методов группового управления АНПА;
  • развитие интегрированных систем связи и телекоммуникаций на базе гетерогенных каналов связи.
    1. Блок - Улучшение программного обеспечения:
  • создание новых решений для сбора, хранения и обработки больших объемов информации;
  • разработка методов и средств распознавания подводных объектов, а также методов имитационного моделирования и управления движением АНПА.
    1. Блок - Усовершенствование аппаратного обеспечения:
  • развитие бортовых информационно-измерительных комплексов;
  • разработка методов дефектоскопии;
  • изготовление макетных образцов и подготовка технической документации для сопровождения проекта.

Результаты, полученные по первым трем блокам, в итоге будут интегрированы в блок 4, который ориентирован на создание конкурентоспособных образовательных продуктов.

Основными результатами проекта станут:

  • новые технологические подходы, функциональные модели и сценарии группового управления АНПА;
  • способы передачи информации с АНПА по спутниковым, радио, гидроакустическим каналам;
  • способы передачи информации с АНПА по спутниковым, радио, гидроакустическим каналам;
  • новые научно-обоснованные способы построения аппаратно-программных комплексов телекоммуникаций, мониторинга и управления;
  • результаты исследований алгоритмов идентификации динамических характеристик АНПА;
  • бортовые информационно-измерительные комплексы с использованием датчиков скорости звука, температуры, давления, магнитных полей и др., а также датчиков газового состава подводной среды;
  • результаты применения технических средств дефектоскопии для работы в подводных условиях;
  • макетные образцы и конструкторско-технологическая документация;
  • а также магистерская образовательная программа мирового уровня.

Для выполнения проекта в нашем институте имеется вся необходимая инфраструктура. Базовым структурным подразделением проекта станет Научно-исследовательская лаборатория телекоммуникаций, приборостроения и морской геологии, созданная в 2014 г. совместно с Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН. Данный Институт, как уже говорилось выше, является лидером в разработке АНПА в России и имеет 40-летний опыт в создании подводных роботов, активно применяемых в России и за рубежом.

В реализации проекта также примет участие ряд других подразделений института

В реализации проекта в общей сложности примут участие 70 человек, в том числе 12 иностранных специалистов.

Стратегическим партнером института в выполнении проекта выступает Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук, г. Владивосток, Россия.

Выгоды от проекта для развития института в частности и для университета в целом, очевидны, это:

  • формирование сетевого партнерства и взаимодействия, привлечение ведущих ученых мира
  • формирование междисциплинарной основы научного развития, привлечение научно-образовательных институтов, например, Института неразрушающего контроля для создания новых методов неразрушающего контроля
  • расширение национальных образовательных границ, разработка уникальных образовательных программ, позволяющих формировать у студентов исключительные компетенции, создавая при этом прочную базу для конкурентоспособности выпускников на рынке труда
  • формирование заделов для перехода университета в формат исследовательского вуза магистерско-аспирантского типа
  • создание новых научных школ.