ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Основные разделы
Стандартное меню подразделений (новое)
Поиск по порталу:
  
Название подразделения
  
    О РОЛИ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТПУ     

О РОЛИ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Н. Ю. Извеков
Институт международного менеджмента ТПУ, студент I курса

На сегодняшний день одной из основных задач Томского политехнического университета (ТПУ) является улучшение качества языковой подготовки студентов. Приоритет данного направления деятельности вуза продиктован необходимостью соответствия международным стандартам и новыми тенденциями глобального развития и прописан в особой миссии университета: студент-выпускник должен стать мультиязычным специалистом, способным решать свою профессиональную деятельность в условиях межкультурной коммуникации. Работа по достижению намеченной цели в ТПУ ведется давно: созданные языковые центры располагают новейшими технологиями обучения (аудио-, видео-, CD, спутниковое телевидение, INTERNET), приглашаются иностранные специалисты, повышают свою квалификацию преподаватели иностранных языков, организованы научно-методические конференции и семинары-тренинги, ведется активная работа по подготовке студентов к сдаче международных сертификатов и т.п. Одним из таких условий, создание которых должно способствовать формированию мультиязыковой среды, является, на наш взгляд, проведение в рамках образовательного процесса так называемых внеаудиторных мероприятий, посвященных проблемам изучения иностранных языков и культур. Так, оправданность введения в учебный процесс внеаудиторной работы уже не первый год подтверждает медиатека – структурное подразделение Института международного менеджмента (ИММ), представляющего собой учебно-методический, культурно-воспитательный и ресурсный центр. В этой связи интересным для рассмотрения представляется весь комплекс мероприятий по внеаудиторной работе студентов и преподавателей ИММ, активно подкрепляющий на практике намеченные планы по усовершенствованию языковой подготовки в ТПУ.

Являясь одной из форм создания мультиязыковой среды, внеаудиторная деятельность должна, на наш взгляд, обеспечить реализацию тех же функций, которые четко обозначила в своей статье М.В. Плеханова [1. С. 74-75]. Хотелось бы так же подчеркнуть, что данные мероприятия позволяют не только значительно повысить интеллектуальный, языковой и коммуникативный уровень студентов, но и решают специфичные для этой деятельности задачи:

* Организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, культурно-нравственного и эстетического воспитания.
* Раскрытие личных талантов (вокальных способностей, актерского мастерства и т.п.).

Для реализации вышеуказанных задач сотрудники медиатеки создали все условия. Ежегодно на своих площадях, а также на сценах МКЦ, студенты первого курса, под руководством сотрудников медиатеки, проводят великолепные, отличающиеся творческим началом постановки на различные тематики, часто приуроченные к праздникам, как нашей родной страны, так и праздникам стран зарубежных. К ним можно отнести:

Halloween – маскарадное шоу, приуроченное к великому празднику, проводимому в Америке. Так, на территории университета студенты превращаются в страшных вампиров, ужасных ведьм и загадочных существ, создавая при этом все самостоятельно, начиная от костюмов и заканчивая собственной речью на английском языке. При организации данного праздника преподаватели английского языка и сотрудники медиатеки помогают студенту раскрыть его творческий потенциал, а также поставить правильную английскую речь;

Christmas party – новогоднее театрализованное шоу, приуроченное к празднованию Рождества на территории западных стран. Проведение этого мероприятия на базе медиатеки – еще одна добрая традиция, сложившаяся в результате более чем десятилетней работы коллектива преподавателей и студентов ИММ, являющаяся еще и обязательным зачетом по английскому языку для студентов первого курса.

Еще шире представлены внеаудиторные мероприятия, не приуроченные к большим праздникам:

On our Way to Broadway. Здесь студенты могут впервые попробовать себя в роли исполнителей комичных ситуаций, основанных на английском юморе, и оценить свои творческие способности. Для сотрудников медиатеки, в свою очередь, это мероприятие – своеобразный тест для студентов ИММ, позволяющий отобрать интересных, творческих личностей из числа выступающих для будущих ролей;

Интересным событием для всех студентов является проведение традиционного Шекспировского вечера или Drama Festival в стенах МКЦ, где студенты разыгрывают сценки из книг великих драматургов. Фестиваль дает уникальную возможность студентам познакомиться с литературой Англии, биографией авторов и их великими драматическими произведениями. Творческий подход в данной области помогает студентам постичь национальное богатство страны, чуть лучше понять людей, проживающих на этой территории. Получая навык игры драматических сцен, студент расширяет свой словарный запас, развивает беглость речи, учится богатству интонационного оформления английской речи.

Внеаудиторная работа продолжается и на старших курсах, принимая при этом более познавательный и менее развлекательный характер. Так, страноведческий лекторий и кино лекторий, основанный на просмотре, анализе и обсуждении художественных и документальных фильмов, завоевали заслуженную популярность среди студентов ИММ [2. С. 11]. Особенно познавательно и интересно проходят заседания лектория с участниками программ академической мобильности, где ребята делятся своим опытом обучения (и работы) за рубежом и просто своими наблюдениями за «тамошней» жизнью. Благодаря подобным лекториям в поле зрения студентов, еще пока планирующих поездки по обучающим программам, попали такие страны, как США, Великобритания, Германия, Франция, Чехия, Китай. Хочется верить, что с годами, спектр посещаемых нашими студентами стран расширится.

Все многообразие представленных форм внеаудиторной работы позволяет говорить о большом потенциале для развития иноязычной речи студентов, подтверждая при этом органическую связь между урочной и внеурочной работой. Хотя цели и задачи учебной и внеаудиторной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней, как мы убедились, наблюдаются существенные различия. Отсутствие урочной регламентации и строгого учета знаний, добровольный характер участия, бoльшая самостоятельность, инициативность и изобретательность – все это позволяет вовлечь учащихся в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Более того, постоянная работа над совершенствованием организации данных мероприятий, проводимая сотрудниками медиатеки, позволила к сегодняшнему моменту максимально снизить процент студентов, которые бы скептически относились к мероприятиям подобного типа. Для подтверждения этих слов мы бы хотели привести данные, полученные в ходе небольшого анкетирования среди студентов ИММ.

Так, при анализе отрицательных моментов в проведении данных внеаудиторных мероприятиях в качестве основного 70% процентов опрошенных отмечают фактор времени (а именно его недостаточность) при подготовке к их проведению. 18% опрошенных признались в отсутствии интереса к темам, обсуждаемым в данных мероприятиях. Небольшая часть опрошенных (12%) остались недовольны обязательным характером Christmas party. Большинство же опрошенных оказались единодушными в выборе положительных сторон этих мероприятий, указав на возможность разговаривать на иностранном языке, работать в коллективе среди своих сверстников.

В заключение необходимо отметить, что подобная исторически сложившиеся на базе медиатеки практика проведения внеаудиторных мероприятий вносит серьезный вклад в совершенствование разнообразных форм учебно-методической работы, направленной на углубленное изучение иностранных языков, что полностью отвечает запросам современного общества.

Литература

1. Плеханова М.В. Языковая политика Евросовета: потенциал «Европейского треугольника» для формирования мультиязыковой среды ТПУ // Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей. Материалы VI Региональной научно-практической конференции-конкурса. Часть II. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – С. 74-77.
2. Николаенко Н.А., Прец Л.И. От обязательного минимума до международного сертификата // Газета Томского политехнического университета «За кадры» – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – № 8. – С. 10-11.

Научный руководитель – Ястребова Л.Н.,
ст. преподаватель ИЯК ТПУ