В первый день форума молодых ученых U-NOVUS, 21 мая, в Москве премьер-министр России Дмитрий Медведев вручил томским ученым одну из пяти премий Правительства за 2014 год за разработку и внедрение интеллектуальных систем управления передвижными объектами. Среди пяти участников научного коллектива - трое ученых ИК ТПУ!
Премии удостоен научный коллектив, занимавшийся разработкой и внедрением интеллектуальных навигационно-телекоммуникационных систем управления подвижными объектами на основе адаптивной многоуровневой платформы облачных вычислений и гетерогенных каналов связи. Эти системы позволяют, в том числе, эффективнее организовать работу общественного транспорта.
Премии удостоены научный руководитель авторского коллектива, заведующий кафедрой ВТ ИК Николай Марков, доцент кафедры ИПС ИК Дмитрий Сонькин, доцент Томского государственного педагогического университета Тимур Газизов и заведующий кафедрой АиКС ИК Александр Фадеев. Также премию получил еще один участник коллектива — заместитель проректора Московского авиационного института Александр Шемяков.
«Изначально этот проект начинался с разрозненных разработок, а в 2009-2010 годах мы приступили к разработке единой платформы для всех систем мониторинга. Был подготовлен достаточно серьезный базис для систем управления передвижными объектами, который представлял интерес не только в технической реализации, но и с научной точки зрения: обработка, хранение данных и так далее по масштабности и значимости внедрения — это городской пассажирский транспорт, система такси, лесное хозяйство, система оповещения в войсках — подвижная компонентная система», — рассказал Дмитрий Сонькин.
«Сегодня каждый томский пассажир может запустить мобильное приложение на телефоне и получить информацию о том, где сейчас находится троллейбус или трамвай. У нас есть сервис, по которому вы можете через СМС отправить название остановки, и вам придет информация через сколько минут на остановку придет транспорт. Система работает больше года, в дальнейшем мы планируем внедрить сервисы, которые позволили бы пассажиру с учетом пробок спрогнозировать свое движение. Вы вводите: „Едем от остановки А до остановки Б“, система рекомендует где пересесть и учитывает конкретные порта. Это все в реальном времени рассчитано с точностью до минуты»,— уточнил Александр Фадеев.