ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Основные разделы
Стандартное меню подразделений (новое)
Поиск по порталу:
  

Название подразделения
  
    Дисциплины     
    Магистерские программы     
    Практика     

Согласно образовательной программе, студенты, обучающиеся на специальности «Ядерные реакторы и энергетические установки», проходят учебную практику – 4 недели после первого курса, производственную и преддипломную практику (8 и 14 недель) после 4 и 5 курсов.

  • Учебную практику студенты проходят в рамках Томского политехнического университета.
  • Производственную и преддипломную практику студенты проходят на предприятиях Росатома.

Производственная практика студентов проводится на передовых предприятиях, атомных станциях, институтах и отраслевых лабораториях с целью ознакомления студента с организацией производства, структурой цехов и отделов, новейшими достижениями в области науки и техники по профилю специальности и закрепления знаний, полученных сту­дентами в процессе обучения.
Производственная практика, кроме закрепления знаний по теоретическим основам по специальности, ставит своей задачей обучение студентов передовым методам труда, овладению производственными навыками, приобретению опыта, организаторской, воспитательной, спортивно-массовой работы. Наряду с решением задач техни­ческого характера, студент должен получать определенные знания в области экономической эффективности технологического процесса, ее повышения, научной организации труда и управления.

В результате прохождения производственной практики студент 4 курса, специализирующийся в области ядерных реакторов и энергетических установок, должен:

  1. получить представление о перспективах и тенденциях развития отрасли, новейших достижениях в области науки и техники по профилю специальности, организации производства; структуре цехов и отделов, обеспечении безопасности человека в условиях кон­кретного производства, техногенном воздействии производственных процессов на окружающую среду, экономической эффективности технологических процессов;
  2. закрепить знания, полученные в процессе обучения;
  3. изучить технологию производства, организацию и структуру управления производством, технологическое оборудование, передовой опыт ИТР предприятий, организацию научно-исследовательской, проектно-конструкторской, рационализаторской и изобретательной деятельности;
  4. получить опыт и умение использования технической документации, внедрения в эксплуатацию средств автоматизации, организаторской и воспитательной работы, получить производственный опыт работы и приобрести квалификацию техника по направлениям профиля специальности;
  5. уметь пропагандировать достижения Томского политехнического университета в области подготовки специалистов и разработки новых направлений науки и техники;
  6. владеть:
    • умением рассчитывать и измерять основные физические характеристики ядерных реакторов, включая критическую массу, температурные коэффициенты и эффекты реактивности, нуклидный состав топлива, температуры и напряжения в твэлах;
    • техникой и экспериментальными методами определения параметров реакторов различного назначения;
    • современной вычислительной техникой и компьютерными кодами для расчетно-экспериментальных исследований протекающих в реакторных установках процессов;
    • навыками работы с технической литературой, научно-техническими отчетами, справочниками и другими информационными источниками (в том числе на иностранном языке).

В целях выработки навыков производственной работы, анализа принятых технических, экономических и организаторских решений, студентам выдается ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ, содержание которого соответствует профилю предприятия и специальности студента.

Преддипломная практика является неотъемлемой частью учебного процесса и по существу служит началом выполнения выпускной квалификационной работы. Это позволяет студентам, одновременно с прохождением практики, собирать и изучать необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы. Сюда может входить теоретический, справочный, расчетный и графический материал, производственный опыт эксплуатации промышленных объектов, исследовательских лабораторий и т.д., опыт изобретателей и рационализаторов предприятия. Кроме того, необходимо использовать материал об опыте других передовых отечественных и зарубежных предприятий.

Объем работы и содержание преддипломной практики определяются программой прохождения практики с учетом специфики соответствующего предприятия, организации, учреждения.

Ответственность за организацию практики на предприятии, учреждении и организации возлагается на руководителя практики от предприятия, утвержденного Приказом руководителя предприятия.

Этот руководитель практики обеспечивает проведение инструктажа по охране труда и техники безопасности, организует чтение лекций и докладов, консультаций ведущих работников предприятия. Он же, с целью лучшего ознакомления с работой предприятия, распределяет (совместно с руководителем практики от университета) студентов по производственным участкам, цехам, отделам, лабораториям и т.д.

Во время практики студент полностью подчиняется правилам внутреннего распорядка предприятия. Он несет ответственность за выполняемую работу и ее результаты. На него могут налагаться, в случае необходимости, взыскания за нарушение Правил внутреннего распорядка. Об этом сообщается в университет.

Преддипломная практика проводится после выполнения студентами всей теоретической части учебного плана и сдачи зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом. Преддипломная практика является частью учебного процесса и ставит следующие задачи:

  1. Проверку и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении специальных теоретических дисциплин.
  2. Приобретение практических навыков по управлению аппаратом. Освоение современных методов измерения важнейших физических параметров и характеристики изучаемых процессов, математической обработки расчетных и экспериментальных данных, применение специальных средств вычислительной техники.
  3. Участие в общественной жизни данного предприятия.
  4. Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Для повышения эффективности и качества практики, выполнения определенного задела выпускной квалификационной работы руководителем практики от университета, совместно с руководителем практики от предприятия,выдаются индивидуальные задания. Эти задания могут иметь направленность

  1. Выполнение обзоров отечественной и зарубежной литературы по отдельным вопросам эксплуатации, ремонта, конструкции какого-либо оборудования.
  2. Составление детальных схем отдельных узлов аппарата, инженерной проработкой, схем других технологических линий, систем автоматического контроля технологических процессов.
  3. Использование средств вычислительной техники в обработке экспериментальных данных.
  4. Технико-экономические показатели работы и т.д.
  5. Вопросы, связанные с техникой безопасности, противопожарной техники.

Для более глубокого ознакомления с оборудованием предприятия, его эксплуатацией, технологией монтажа, особенностью выполняемых работ для студентов организуются занятия в виде лекций и семинаров. План лекций утверждается главным инженером предприятия. Ответственность за проведение соответствующих занятий возлагается на руководителя практики от предприятия. На этих занятиях должны быть проанализированы характерные особенности агрегатов, оригинальные решения по их эксплуатации, эксплуатационные особенности.

Студентам, участвующим в научно-исследовательской работе на кафедре, в студенческих научных кружках, выдаются индивидуальные задания с элементами научных исследований, совпадающие с профилем производства. Кроме того, при проведении теоретических занятий студенты знакомятся с методами организации рационализаторской и изобретательской деятельности на предприятии, внедренными оригинальными разработками, направленными на совершенствование производства и сами принимают участие в изобретательской работе подразделения, где они проходят практику.

Практическая подготовка студентов на кафедре ФЭУ осуществляется посредством проведения учебных, производственных, и преддипломной практик. Базой для производственных и преддипломной практик являются предприятия (организации, учреждения) Росатома и научно-исследовательские институты, расположенные во всех регионах России. Формально связи с базами производственной и преддипломной практики студентов закрепляются договорами.

Должностные лица и руководители учреждений, организаций и предприятий зачастую инициативно принимают студентов для прохождения практики и положительно отзываются о студентах-практикантах, что подтверждается наличием таких отзывов в течение отчетного периода. Кафедра активно сотрудничает с кадровыми отделами предприятий Росатома и научно-исследовательскими институтами.

Опыт проведения производственной и преддипломной практик студентов показывает, что многие государственные и муниципальные учреждения готовы трудоустроить будущих выпускников, демонстрирующих высокий уровень теоретической подготовки, исполнительность и дисциплинированность при выполнении поручений и заданий руководителей практики.

Все виды практик проводятся в соответствии с графиками учебного процесса, рабочими планами и программами практики.

Целью практик является закрепление теоретических знаний и овладение практическими навыками и умениями самостоятельной работы по специальности. Руководство и методическое обеспечение прохождения практики осуществляется выпускающей кафедрой и деканатом факультета. На кафедре имеются программы прохождения производственной и преддипломной практик, а также методические указания по написанию отчетов по практикам. Отчеты по практикам защищаются в установленные сроки.

Прохождение производственной и преддипломной практики позволяет выполнять дипломные работы на высоком уровне с использованием фактического материала конкретных, реально работающих предприятий.

Учебно-научный процесс максимально ориентирован на практическую деятельность выпускников.

Помимо использования сотрудничества кафедр и базовых предприятий в целях практической подготовки студентов, ряд предприятий предоставляет возможность проведения стажировки для профессорско-преподавательского состава кафедр. Это способствует повышению профессионализма преподавателей, обновлению и дополнению информационной базы учебного процесса.