|
Обращение Вице-президента АИОР
|
|
|
В развитых странах, таких как США, Великобритания, Япония и др., в условиях уровневой системы высшего образования (бакалавр – магистр) существует двухступенчатая система гарантий качества подготовки специалистов в области техники и технологий. Первая ступень – аккредитация инженерных программ, реализуемых в университетах, вторая ступень – сертификация и регистрация профессиональных инженеров независимыми, как правило, неправительственными общественно-профессиональными организациями (NCEES в США, ECUK в Великобритании, IPEJ в Японии и др.) с использованием соответствующих критериев и процедур.
|
|
|
Критериями сертификации и регистрации профессиональных инженеров являются: - наличие инженерного образования, полученного в университете по аккредитованной программе,
- способность к самостоятельной инженерной деятельности,
- опыт успешной профессиональной деятельности в течение ряда лет (4-7), включая не менее двух лет работы на руководящей должности при выполнении важного инженерного проекта,
- непрерывное повышение квалификации и профессиональное совершенствование,
- ответственность и соблюдение кодекса профессиональной этики инженера.
Один из ведущих механизмов международного признания компетенций и квалификации профессиональных инженеров реализуется на базе международного APEC Engineer Register, созданного в рамках организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia - Pacific Economic Cooperation, APEC), с целью развития экономики, торговли и инвестиций в Азиатско-тихоокеанском регионе. Участниками APEC Engineer Register являются страны, имеющие свои национальные системы сертификации профессиональных инженеров: США, Канада, Япония, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и др. Россия, являясь членом АТЭС, пока не имеет установленной законодательно национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров. В результате инициативной деятельности Ассоциации инженерного образования России совместно с Союзом научных и инженерных объединений, Ассоциацией технических университетов, Торгово-промышленной палатой и Академией инженерных наук при поддержке РАН, Минобразования РФ, Рособразования, Рособрнадзора и Государственной думы РФ сформирован определенный задел для создания в стране международно-признанной национальной системы сертификации профессиональных инженеров. В 2008 г. Ассоциация инженерного образования России, как ассоциированный член Вашингтонского соглашения (Washington Accord), получила официальное предложение присоединиться к APEC Engineer Register. На Международном инженерном конгрессе, организованном International Engineering Alliance (IEA) в июне 2009 г. в г. Киото (Япония), АИОР сделала официальное заявление о решении подать заявку от России на вступление в APEC Engineer Register. Такая заявка с приложением нормативно-организационных документов, подготовленных в соответствии с требованиями The APEC Engineer Manual 2009, была направлена в Секретариат IEA в конце 2009 г. Создан пакет нормативно-организационных документов, регламентирующих создание и функционирование в стране системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров в Российском регистре Инженеров АТЭС и международном APEC Engineer Register. Документы служат основой для присоединения России к APEC Engineer Register, что является значительным шагом на пути создания в стране международно-признанной национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, закрепленной законодательно. Членство России в APEC Engineer Register при совместной деятельности и привлечении ресурсов государственных и общественных организаций позволит: - сохранить звание «инженер» и укрепить его авторитет в условиях уровневой системы высшего профессионального образования (бакалавр-магистр),
- совершенствовать отечественное инженерное образование в соответствии с мировыми тенденциями и критериями качества,
- осуществлять подготовку специалистов в области техники и технологий, компетенции которых признаются на международном уровне,
- создать в стране организованными усилиями инженеров - профессионалов высокотехнологичное производство и внедрить технические инновации в промышленность,
- повысить глобальную конкурентоспособность национальной экономики за счет развития компетенций инженерного корпуса страны.
Вице-президент Ассоциации инженерного образования России, член Общественной палаты Российской Федерации, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета, д.т.н., профессор | | П.С. Чубик |
|
|
|
|