Нет данных.
13 ноября 2024 / Wednesday / Неделя нечетная
Time tableРасписание
  
    New Tab     
    New Tab     
  Интеллектуальные тренажеры РКИ     Интеллектуальные обучающие системы  
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ MOODLE ПОЗВОЛИТ ПРОДЛИТЬ СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ ЕЕ В ВУЗАХ
К числу блестящих компьютерных разработок в области обучающих систем, безусловно, следует отнести систему Moodle, появившуюся в конце прошлого столетия.
Впитав в себя молодые, но динамично развивающиеся технологии: мультимедиа, сеть Интернет, доски объявлений, форумы, интерактивные дискуссии, электронные библиотеки, и другие Интернет-технологии, — а также благодаря открытости, бесплатности и расширяемой архитектуре, она стала самой популярной во всем мире средой обучения, с помощью которой было создано большое количество дистанционных курсов по разным дисциплинам.
Но все течет и меняется. Появление новых достижений в области искусственного интеллекта позволило разработчикам США перейти в начале 2000-х к созданию нового поколения обучающих систем — интеллектуальным системам обучения с диалоговым общением на естественном языке. Следует отметить, что разработки в этом направлении продвинулись достаточно далеко. Об этом можно судить по выполняемым сегодняшними интеллектуальными обучающими системами функциям:
1. На сегодняшний день активно разрабатываются обучающие системы (AutoTutor , iSTART, Rimac, Robo-Sensei), которые отображают на экране компьютера анимированного персонажа, говорящего на естественном языке с обучаемым. Информация от обучаемого поступает в систему либо через микрофон, либо с клавиатуры компьютера. Кроме того, некоторые системы позволяют следить за мимикой говорящего и соответствующим образом реагировать на поведение студента;
2. Интеллектуальные системы осуществляют высокоэффективную оценку усвоения знаний, имитируя поведение преподавателя, т. е. формулируют последовательность вопросов в зависимости от точности ответов обучаемого в естественно-языковой форме на предыдущие вопросы;
3. Автоматически адаптируют стратегию обучения с учетом индивидуальных особенностей обу­чаемого, а также результатов входного и текущего контроля его знаний;
4. Указывают, что именно неправильно или неполно освещено и какие отсутствующие или неверные знания ответственны за ошибку;
5. Оказывают поэтапную помощь и подсказку обучаемому по его желанию в процессе его обучения.
По оценкам зарубежных специалистов эффективность таких систем, как минимум, вдвое превышает эффективность традиционных обучающих систем дистанционного обучения.

Приведем пример, как происходит интеллектуальное общение автоть­ютера со студентом по физике, которое может осуществляться по желанию обучаемого в письменной или устной речевой форме:

Демонстрация диалога автотьютера со студентом по Физике

Демонстрация диалога на естественном языке автотьютера со студентом по Информатике


На русском языке таких интеллектуальных систем обучения за рубе­жом не имеется, а перевести работу этих систем с английского языка на рус­ский не представляется возможным из-за большого различия этих языков.
В России в настоящее время ИПУ РАН в сотрудничестве с КГТУ и другими вузами разрабатывает интеллектуальную обучающую систему «Волга», нацеленную на изучение математики в вузах и в школах.


Рисунок 1. Архитектура системы Волга

Центральное место в ИОС Волга занимает модуль Управления процессом обучения, который использует для планирования и выбора действий ин­формацию, поступающую от систем Логические решатели и Методы тео­рии принятия решений. Для генерации новой порции учебного материала и помощи обучае­мому этот модуль принимает информацию от модулей Знания о предмет­ной области» и Педагогическая модель, в которой хранятся Стратегии обу­чения и Учебный план. Также он использует сведения об Обучаемом, кото­рые извлекаются по запросу Анализатором действий из Модели обучае­мого.
Система содержит компьютерные программы (Решатели) автомати­ческого ре­шения следующих школьных и вузовских задач:
1) Вычислительного типа «дано-требуется»;
2) На доказательство предъявленного утверждения;
3) На поиск условий разрешимости задачи того или иного ти- па и др.
Знания о предметной области, которые использует программный мо­дуль Решатель в настоящий мо­мент, охватывает некоторые разделы гео­метрии и математической статистики. Реша­тель участвует в проверке ре­шения студента на завершенность и в генерации подсказок.
В первом случае Анализатор действия обучаемого соотносит най­денное им решение с решением обучаемого на завершенность и правиль­ность выполнения. Среди найденных автоматически вариантов решений ищутся совпадаю­щие с решением студента или наиболее близкие к нему.
Во втором случае повторяется такой же поиск; подсказывается первый незавершенный шаг из найденного решения. Если это не помогает студенту, то в дальнейшем выводится поочередно последователь­ность подсказок, по­степенно, приводящих решение задачи к конечному результату.
Взяться за обработку ответов в естественно-языковой форме разработ­чики ИОС Волга не решились, считая себя недостаточно подготовленными в этом вопросе.
Таким образом, в компьютерных обучающих системах в последние де­сятилетие наблюдается в РФ повсеместный застой ( за исключением матема­тики) в плане создания ЕЯ интерфейса в ИОС. Акцент интеллектуальности перенесен в основном, согласно Интернет анализа, на создание в дистанци­онных системах обучения типа Moodle адаптивной системы индивидуаль­ного обучения, учитывающей результаты психофизиологического тестирова­ния обучаемого. Работа интеллектуальных вопросно-ответных обучающих на ЕЯ выгодно отличается от других диалоговых систем, например, от интеллектуальных информационно-справочных систем на естественном языке.
Обнаруженные особенности диалоговых систем создают благоприятные условия для осуществления в обучающих системах автоматизированного контроля ответа обучаемого в естественно-языковой форме.
«Очевидно, смысл тестирования заключается в том, что задача ученика - дать ответ на заданный вопрос как можно ближе к тому ответу, который ожидает учитель, чтобы получить хорошую оценку, «заставляет» его отвечать максимально точно, используя те термины, понятия и даже формы определений и фраз, которые дал учитель.
«Задавая вопрос, учитель (система) заранее знает множество значений вопроса (возможные ответы) и может с большой точностью и полнотой сформировать модель ответа, который является ожидаемым по заданному вопросу».
Реализация этих принципов в разрабатываемой ИОС является качественным новым шагом в интеллектуализации автоматизированного контроля ответа обучаемого за счет возможности ввода его ответа на заданный вопрос на естественном языке и в произвольной форме. При этом происходит расширение спектра диагностирования ответа, учитывающего такие характеристики, как семантическая полнота и корректность.
Из вышеизложенного следует: в случае успешного усвоения лекционного материала обучаемым, дисперсия возможных отклонений контекста диагностируемого естественно-языкового ответа обучаемого от эталонного будет незначительной по величине.
Чтобы осуществить разработку интеллектуальной лингвопроцессорной системы дистанционного обучения на естественном (русском) языке, необходимо, прежде всего, решить ряд проблем, позволяющих решить главную задачу: осуществить преобразование русского языка в формализованный язык подобный языку компьютерного программирования высокого уровня, к числу которых относятся следующие:
1. Разрешение лексической омонимии в тексте.
2. Обработка синонимов. Замена редких синонимов на более ходовые для упрощения дальнейшего семантического анализа.
3. Трансформацию сложных языковых конструкций в совокупность простых с целью создания унифицированного алгоритма семантико-синтаксической обработки текстовой информации.
4. Преобразование простых предложений в предложения с твердым порядком слов.
5. Автоматическое разрешение анафоры местоимений различного типа для проведения лингвистической обработки связанного текста, а не отдельных предложений.
6. Создание семантического словаря валентностей глаголов для семантического анализа текста.


Рисунок 2. Функциональная схема интеллектуальной части обучающей системы Moodle

В качестве инструментальной оболочки построения электронных курсов обу­чения планируется использовать открытую систему LMS Moodle. Поэтому ос­новные работы планируется направить на разработку отсутствующей в LMS Moodle интеллектуальной составляющей. Функциональная схема интеллекту­альной части обучающей системы LMS Moodle представлена на рис. 2.
Поскольку общение пользователя с системой планируется осуществлять на русском языке, который относится к слабо формализуемым языкам, то ос­нов­ной задачей, которая решается при проектировании такой системы явля­ется преобразование его в формализованный язык, подобный языку програм­миро­вания. Изображенные на рис.1 функциональные модули последовательно ре­шают установленную для каждого из них задачу: специализированную обра­ботку текстовой информации при прохождении через них. Конечной целью обработки текстовой информации лекционного материала и ответа обучае­мого является оценка правильности ответа обучаемого на поставленные ин­теллектуальной системой вопросы.
Правильность и глубина ответа определяются системой путем опреде­ления степени семантической близости и полноты ответов обучаемых к лек­ционным материалам, являющихся эталоном. В случае частичного раскрытия темы на сформулированный системой вопрос на конкретный раздел лекцион­ного материала, система автоматически генерирует дополнительные вопросы по данному разделу лекции, вес которых автоматически взвешивается по от­ношению к основному вопросу, учитывает правильность ответов на них и вы­ставляет экзаменуемому интегральную оценку знаний по данному разделу лекций.
Чтобы осуществить описанную выше конечную семантическую опера­цию, система производит графематический анализ, вводимого в нее текста лекций и ответов обучаемого, задачей которого является осуществить струк­туризации текста на словоформы, выделить для специальной обработки знаки пунктуации, числа, даты, телефоны, собственные имена, условные обозначе­ния, математические формулы и т.д.
Задача морфологического анализа (МА) состоит в однозначном опреде­лении леммы (начальной формы слова) и парадигмы (всех грамматических словоформ для леммы) для каждого из слов в анализируемом предложении. МА определяет грамматические признаки для каждой словоформы: часть речи, род, число, падеж, склонение, время. На этом этапе выявляются суще­ствующие в тексте омонимы.
После того, как произведен анализ каждого слова, начинается анализ от­дельных предложений (поверхностный синтаксический анализ) для определе­ния взаимосвязей между отдельными словами и частями предложения. Он не­обходим для осуществления в дальнейшем преобразования сложных кон­струкций предложений в совокупность простых стандартизованной формы предложений. Эту операцию осуществляет функциональный модуль Транс­формер предложений, который использует для этого дополнительную инфор­мацию, поступающую из модуля Диагностика пунктуаций и Семантико-син­таксического словаря.
Последней операцией перед семантическим анализом является обра­ботка текста, преобразованного в совокупность простых предложений, на предмет исключения местоименной анафоры в предложениях. Эта операция позволяет связать между собой предложения в единый по смыслу текст. Для исключения семантического разногласия в словах и применяемой терминоло­гии, используемых в лекциях и ответах обучаемого используется словарь си­нонимов сущностей и глаголов, а также онтология предметной области.
Индивидуализацию обучения студентов осуществляет Планировщик учебных занятий, который формирует индивидуальный план проведения заня­тий, учитывая учебный государственный план по данному предмету и инфор­мацию, поступающую от Модели студента. Модель студента представляет со­бой динамическую систему, на вход которой поступает информация с Модуля психологопедагогического тестирования обучаемого, устанавливающего ин­дивидуальные характеристики обучаемого: стиль обучения, доминирующий тип мышления, познавательные процессы (внимание, память, интеллект), по­требности, мотивы, опасения и причины их вызывающие. Как видно из схемы (рис.1) модель студента учитывает также информацию отражающую резуль­таты входного контроля. Путем тестирования определяется уровень соответ­ствия знаний обучаемого уровню необходимому для изучения данного пред­мета.
Психопедагогическое тестирование и входной контроль отображают в Модели студента его статические характеристики. Чтобы система могла осу­ществлять объективное управление в течение всего процесса обучения сту­дента, в модель обучаемого поступают результаты его текущей успеваемости. Это позволяет системе оперативно оценивать эффективность усваивания им учебного материала и соответственно корректировать, если это необходимо, в модуле планировщика учебных занятий его индивидуальный учебный план обучения. Данный модуль осуществляет формирование тематической после­довательности проведения уроков и их наполнение для каждого студента, ра­ботающего с интеллектуальной обучающей системой.
При возникновении у студента затруднений с выполнением задания в отсутствии преподавателя, система подсказок, по его желанию, осуществляет поэтапную помощь в виде последовательности подсказок:
1) Отображение на мониторе в краткой форме теоретического материала, на которое подготовлено системой задание или задача.
2) Ознакомление с алгоритмом выполнения задачи или задания аналогич­ного типа.
3) Выдача ответа на поставленное планировщиком занятий задание.
Экспертная система отправляет отчет о статусе выполнения задания в базу данных результатов, а также через систему подсказок формирует рекоменда­ции по дальнейшему освоению материала.

Скачать статью

Исследование возможности оценки свободных ответов на естественном языке по ключевым словам
Презентация доклада