Концептуальный раздел Область научных интересов профессора Л.А. Коробейниковой лежит в сфере социальной философии, философии культуры, философских проблем исследования глобализации. Ею разработана оригинальная методология философской реконструкции культуры, базирующаяся на нетрадиционном подходе, который в научную проблематику философии культуры принципиально новое представление о нелинейной эволюции культурного процесса и скрытой единовременности в каждой его фазе основных состояний, предопределяющих внутреннюю динамику процесса. Культурная система представляет собой неравномерную, текучую и переходящую целостность с пространственно-временными рамками, внутри которых действует пульсирующая динамика процесса, определяющая основную совокупность явлений. Важной составной частью нового подхода является обоснование отсутствия жесткой и однозначной детерминации и скрытой единовременности в каждой фазе процесса основных состояний, предопределяющих внутреннюю динамику культурного процесса, что преодолевает односторонность традиционных (линейных и циклических) теорий культуры и способствует переходу от детерминистского мышления к постмодернистскому. В настоящее время Л.А. Коробейникова занимается философией глобализации. Основной тезис разрабатываемой концепции связан с утверждением необходимости формирования нерепрессивного механизма, регулирующего социальное и культурное развитие – ментальной глобализации, то есть глобализации, протекающей в мягкой форме духовной эволюции. Сейчас процесс глобализации осуществляется в форме жесткой материальной (главным образом экономической) эволюции, которая имеет как позитивные моменты, например, широкое распространение передовых западных форм социальной жизни на весь мир, так и негативные аспекты, включая неприятие западных форм социальной жизни некоторыми этническими, религиозными и культурными меньшинствами, что приводит к появлению деструктивного фактора в виде религиозного экстремизма и терроризма. Кроме этого, односторонне развивающийся процесс материальной глобализации обусловливает формирование имперской глобализации, распространяющей империализм в глобальном масштабе на все мировое сообщество. Развитие глобализации в имперской форме имплицитно несет в себе потенциал, разрушающий глобализирующееся сообщество изнутри, поэтому процесс глобализации приобретает временный и тупиковый характер. Ментальная глобализация протекает в мягкой форме духовной эволюции, что позволяет избежать негативных последствий этого процесса, присущих материальной форме глобализации, и сформировать новые этические основания развития мирового сообщества, а также обеспечить переход к демократической организации мирового сообщества, более перспективной по сравнению с имперской организацией.
|
|