24 апреля 2024 / Wednesday / Неделя нечетная
Авторизация
Главная > Новости

  
    Наши новости     
    Из мира Электронного Обучения     
    Интересное в блогах     
05.03.2015
Электронные курсы ТПУ: интересно, удобно, эффективно

Виртуальные лаборатории, симуляторы, тренажеры, интерактивное видео, флеш-анимации - все это элементы электронных курсов, по которым сегодня учатся тысячи студентов очной формы ТПУ. Популярность таких курсов объясняется просто: это близко и интересно студентам и удобно и эффективно с позиции  преподавателя.

Курсы нового поколения

Фактически электронные курсы начали использовать в ТПУ нескольких лет назад, но разница между ними и теми курсами, которые разрабатывают сегодня, колоссальная.

- Если раньше электронным курсом можно было назвать переведенные в электронный формат учебные материалы, то сегодня мы говорим о том, что электронный курс – это специально организованная система мультимедийных учебных материалов, интерактивных заданий, оценочных средств, дающая  преподавателю возможность эффективно управлять самостоятельной работой студентов по дисциплине,- говорит замдиректора ИнЭО Светлана Велединская.

В  течение 2014 года  в ТПУ было разработано более 200 электронных курсов нового поколения.   Помогали преподавателям в разработке, а затем проводили экспертизу курсов сотрудники ИнЭО. Рассказывает начальник отдела педагогического дизайна ИнЭО Ольга Нарожная.

- Все курсы хорошо структурированы, во всех есть интерактивные задания на оценивание студентами работ друг друга, через которые реализуется принцип «обучая других, обучаюсь сам». Везде предусмотрен рейтинг-план – своего рода карта движения студента по курсу, где оговорено, какие виды работ в какие сроки должен сделать студент, и какое количество баллов он за это получит. Это особенно хорошо для младшекурсников, которых электронная среда таким образом дисциплинирует. Примеров хороших курсов множество: курс по физике, разработанный под руководством Е.В. Лисичко, «Физическая химия» Е.И Сметаниной, «Неорганическая химия» Е.М. Князевой, «Отраслевой бухучет» Н.Н. Горюновой, «Петрография» Л.А. Краснощековой и много-много других курсов.

Электронные курсы: мнения преподавателей

Мы попросили преподавателей-авторов курсов высказать свое мнение об использовании электронных курсов в учебном процессе.

Князева Елена Михайловна, автор курса «Неорганическая химия».

- Основное преимущество электронного курса в том, что преподаватель все время связан со студентами, всегда может ответить на вопросы. Другое преимущество - доступность материалов: в курсе собрано все необходимое для работы.  Я выбрала несколько тем, которые студенты должны были разработать группами по 4-5 человек. Итогом такой работы стали очень яркие рецензии, а одна из групп даже сняла фильм. Электронная среда интересна студентам, но преподаватель должен суметь ее правильно организовать, уметь использовать нестандартные решения. «Минусов» электронного курса два: процесс разработки курса очень трудоемкий и есть сложности при оценке выполнения тестовых заданий. Некоторые студенты ухитрялись «обходить» систему.

Елена Владимировна Лисичко, один из авторов-разработчиков электронного курса «Физика 1».

- Я провела опрос студентов, чтобы узнать, насколько им удобен электронный курс. Студенты довольны, их устраивает работа в электронной среде как дополнение к лекциям и практикам. И я вижу, что ребята действительно работают: если я не успела выложить задание, сразу появляются вопросы:  «Где материал?» Но в электронной среде действительно нужно работать, курс только тогда действенен, когда студенты видят обратную связь от преподавателя. Это, конечно, трудоемко, но мне очень нравится.

«За» электронные курсы

О положительном отношении большинства преподавателей и студентов к электронным курсам говорят результатам опроса, проведенного сотрудниками ИнЭО. 92% преподавателей считают целесообразным использование электронного курса по своей дисциплине. При этом 91% опрошенных считает, что электронный курс – это дополнительная возможность вовлечь студентов в учебный процесс, а 75 %  преподавателей согласны с тем, что обучение в электронной среде положительно влияет на успеваемость студентов.

Сами студенты, имеющие опыт обучения в электронной среде, также положительно оценивают инструменты электронного обучения. Полезной назвали возможность обратиться с вопросом к преподавателю в любое время 82% студентов, получить дополнительные баллы - 88% опрошенных, а 53% студентов считают, что электронный курс поможет лучше подготовиться к экзамену/зачету по дисциплине.

Стратегия ТПУ

- Задача ИнЭО на 2015 год – подготовка курсов для смешанного обучения, предполагающего перенос части аудиторных занятий в электронную среду, – говорит Светлана Велединская. - Новые электронные курсы будут насыщены видео, записанными как в лаборатории, так и самими преподавателями (например в  системе вебинаров, скринкастов и др.). К этому мы шли весь 2014 год через специальную программу повышения квалификации для преподавателей «Проектирование курсов для смешанного обучения». Обучение по ней прошли около сотни преподавателей ТПУ.

Развитие электронного обучения в вузе – стратегическая линия в развитии ТПУ. Конечно, электронные курсы никогда не заменят полностью традиционного обучения, но смогут обогатить его, сделать процесс удобным, современным и более качественным. С этим согласны и преподаватели, и студенты.

Наталья Новикова 

Преподавателю

Сотрудничество

О нас

Система ЭО

ЭОР

Служба поддержки