ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

  
    ОИТВШ сегодня     
    История отдела     

В 2010 году ТПУ получил статус «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ».

В связи с этим событием Ученый Совет университета принял программу по оптимизации организационной структуры вуза и повышению эффективности деятельности подразделений в рамках этого статуса.

На данном этапе развития университета Западно-Сибирский региональный центр социальных и информационных технологий был признан Ученым Советом структурой, полностью выполнившей свою миссию, как в регионе, так и в университете, и подлежал реформированию. Лаборатории новых информационных технологий в образовании и информационно-дидактических процессов, отдел НИТО в 2008 году были выведены из структуры Центра в состав учебного управления университета.

Системно-аналитическая группа Центра, в связи с реорганизацией структуры университета, приказом ректора ТПУ, в 2010 году была преобразована в отдел информационных технологий Высшей школы для выполнения разработок в сфере новых задач использования интеллектуальных электронных ресурсов в образовательной деятельности университета на базе Web 2.0. и Web 3.0, в области smart-образования.

Сотрудники отдела с начала восьмидесятых годов активно занимались исследованием проблем высшего профессионального образования, участвовали в выполнении крупных проектов по созданию автоматизированных систем управления в образовании, обучении, технике и экономике. С 1978 сотрудники отдела, как Головная организация Министерства, руководили разработкой типовых автоматизированных систем управления вузом Минвуза РСФСР и обеспечили внедрение типовых комплексов АСУ ВУЗ более чем в 100 вузах, участвовали в разработке и внедрении отраслевых подсистем ОАСУ Минвуза РФ. При их непосредственном участии была спроектирована и введена в дейстие интегрированная отраслевая АСУ Минвуза РФ, системно и технологически сопряженная с типовыми автоматизированными комплексами управления вузом, что положило начало новой культуре управления в отрасли, позволило значительно повысить оперативность и качество принимаемых решений.

Значительные результаты были получены в области решения проблем становления и развития в России университетского инженерного образования. Сотрудниками отдела совместно с учёными ведущих вузов страны была сформирована концепция технического университета, разработаны системный проект технического университета России, методические материалы по формированию комплексной программы перестройки деятельности вуза как технического университета, созданы конструктивные методы системного проектирования содержания университетского образования. Эти работы послужили базой для формирования в России новой образовательной системы – технический университет. Результаты этих научных исследований и их внедрение в вузах страны были отмечены Премией Президента РФ в области образования в 1998 году.

В 1998-2000 годах сотрудники отдела совместно с кафедрой “Вычислительная техника” КЦ ТПУ по заданию Минвуза РФ и администрации Томской области разработали два геоинформационных проекта “Социально-экономические ресурсы Томской области” и создали “Атлас проблемно-ориентированных карт северного завоза Томской области”, предназначенный для организации завоза минимальных страховых запасов товаров в районы Томской области. Результаты проектов широко использовались в Министерстве регионального развития РФ, а также в соответствующих отделах администрации области.

Коллектив отдела в 2000- 2003 годах выполнил и защитил в представительстве Мирового банка, Минвузе РФ и Национальном фонде подготовки кадров инновационный образовательный проект №4183-RU Мирового банка реконструкии и развития “Разработка и создание системы программно-целевого управления вузом в рыночной экономике”, общим объёмом финансирования 364 000 долларов США.

В результате выполнения проекта исследованы проблемы становления и развития отечественных и зарубежных (Японии, Австралии, Германии, Финляндии и др.) вузов как субъектов рыночных отношений, а также механизмы и проблемы их финансирования; проведены исследования научно-методических и организационных основ совершенствования управления вузом в рыночных социально-экономических условиях.

Результаты проекта были внедрены во многих вузах и использованы при формировании их комплексных программ развития.

В 2002-2003 годах сотрудники отдела выполняли по заказу Минобрнауки РФ, Ассоциации инженерного образования России, Ассоциации технических университетов проекты “Исследование проблем и разработка путей становления и развития инновационных университетов России” проект “Исследование и разработка системы управления инновационного университета”. В рамках проектов был проанализирован мировой опыт становления и развития 12 инновационных университетов в странах США, Европы, Японии и других стран, а также в России (МВТУ им. Н.В.Баумана, Томском, Санкт-Петербургском, Южно-Уральском политехнических университетах и Cанкт-Петербургском электротехническом университете). На основе этого исследования были разработаны критерии инновационного университета, миссия инновационного университета, источники и возможные процедуры финансирования инновационной деятельности в университетах, базовая организационная структура и развитие организационной культуры инновационных университетов, а также система взаимодействия инновационных университетов, государства и бизнеса, предложены необходимые законодательные акты по формированию в России инновационных университетов.

В 2006 - 2007 годах сотрудники отдела разработали по заказу мэрии программу “Томск как центр образования, науки и инноваций мирового уровня”. В рамках программы проведен диагностический анализ развития города Томска как центра образования, науки и инноваций мирового уровня. Авторами были разработаны комплексные программы: развития науки и научных исследований; системы образования и воспитания; инновационной деятельности; совершенствование системы управления городом; экономическое и финансовое обеспечение программы, а также целевые программы: поддержка и развитие интеллектуалной элиты; развитие информационных коммуникаций; здоровье населения; культура и искусствод; архитектура и строительство; физическая культура и спорт; развитие систем жизнеобеспечения города.

В 2007-2008 годах коллектив отдела осуществлял руководство по выполнению инновационной образовательной программы Томского политехнического университета “Опережающая подготовка элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по приоритетным направлениям науки, технологий и техники”. Реализация данной программы во многом способствовала становлению и развитию университета как вуза исследовательского типа.

За указанный период работы сотрудники стали авторами и соавторами более 250 научных публикаций в отечественных и зарубежных источниках, в том числе 20 коллективных монографий.

В настоящее время коллектив отдела занимается исследованиями по созданию научных основ и внедрению в практику обучения систем smart-образования и менеджмента в научно-образовательной сфере, а также принимают участие в разработке доктрины инженерного образования для подготовки кадров новой индустриализации.