Шпаргалка начинающего тренера

Введение


Что такое тренинг и зачем он нужен?
С чего начинается тренинг?
Упражнения на знакомство
Упражнения на «разогрев»
Упражнения на командообразование
Упражнения по тайм – менеджменту
Упражнения по стресс – менеджменту
Упражнения  на завершение
Приложение
Список использованных источников и литературы

 

Упражнения по стресс – менеджменту.

Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив. Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту.
Ф.М. Достоевский. "Бесы"

Цель: психологическая профилактика стрессовых состояний в предсессионый период. Овладение студентами методами борьбы со стрессом, снятие психоэмоционального напряжения.
Время проведения: в тренинге по теме «Стресс - менеджмент» данные упражнения будут относиться к основному блоку, следовательно, могут занимать 30-40 минут от всего тренинга. В каждом упражнении указано время проведения. Вы можете компоновать понравившиеся упражнения по своему усмотрению. 
Примечания: упражнения по стресс - менеджменту содержат информацию в виде мини-лекций, которую необходимо проговаривать для полноценного усвоения темы.

Упражнение «Четыре эмоции»


Каждый участник получает рабочий бланк. Задание – индивидуальная работа участников с рабочим бланком в течение 10 минут.
Ведущий: вспомните прошедший день/неделю/месяц... Что происходило с Вами в этот период? Какие важные события? Какой эмоциональный настрой преобладал, иными словами - попытаться определить, в каком из "окон" они находились чаще, в каком - реже? В чем причина? Как вы чувствуете себя в этом секторе? Что нужно, чтобы переместиться в другой, более эффективный/приятный/желаемый?
Примечание: ведущий во время самостоятельной работы группы готовит на доске такой же рисунок с четырьмя секторами. Он поможет наглядно увидеть ход обсуждения итогов задания в общем кругу. После окончания индивидуальной работы приглашаем желающих поделиться своими мыслями по поводу полученных результатов.
125
Реквизит: для каждого участника тренинга – ручка/карандаш и рабочий бланк. Доска/ флип- чарт, маркеры.
Время проведения: 15 минут.

Упражнение  «Учимся выявлять стресс»


Ведущий: для того чтобы научиться бороться со стрессом, необходимо в первую очередь научиться его диагностировать. Участники отвечают на приведенные ниже вопросы (либо под диктовку ведущего, либо получив бланки в распечатанном виде).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Если вы испытываете стресс, то знаете ли вы об этом?
  2. С чем вы обычно связываете свое плохое самочувствие?
  3. Часто ли замечаете, что находитесь в стрессе?
  4. Что мучает вас больше всего в стрессовой ситуации? Психологические проблемы? Физическое состояние?
  5. Возникает ли у вас желание заснуть и проснуться вне этой ситуации?
  6. Можете ли понять, что плохое самочувствие связано со стрессом
  7. Какой симптом вы выделяете у себя особо?

Вопросы на выявление симптомов стресса?

  1. Вы испытываете трудность с утренним пробуждением?
  2. У вас часто болит голова?
  3. Вам часто хочется спать?
  4. Вас перестали радовать любимые виды деятельности?
  5. Часто болеете простудными заболеваниями?
  6. У вас неожиданно возникают аллергические реакции?
  7. Вы можете без явных причин поссориться с окружающими Вас людьми?

Испытываете ли Вы стресс в учебной деятельности?
- появляется негативное отношение к окружающим;
- возникает небрежность и  пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- самооценка становится негативной;
- растет немотивированная агрессивность, раздражительность;
- развивается тревожность и беспокойство;
- довольно часто появляются апатия, цинизм, чувство безнадежности или вины.
Ведущий: обнаружение проблемы это первый шаг к ее решению. В борьбе со стрессом каждый пользуется собственными методами, рассмотрим наиболее общие из них.

Способы снятия стресса
 1. Отдохните. Основной источник стресса - это перенапряжение, поэтому бороться с ним помогает отдых. Отдыхайте активно, отправляйтесь на природу, на свежий воздух.
2. Употребляйте в пищу полезные продукты, насыщенные витаминами С (яблоки, помидоры, шиповник) и В (сухофрукты, капуста, свекла, миндаль, куриная печень, рыба)
   3.  Ароматерапия. Еще с древних времен известно благоприятное воздействие ароматных эфирных масел. Успокаивающе действуют эфирные масла розы, лаванды, жасмина и кипариса.
4. Больше общайтесь с любимыми людьми.
 5. Займитесь спортом. Наибольший эффект будет от упражнений, где нужны регулярные повторения (например, бег) заставляет организм расслабляться. Достаточно тридцати минут занятий на тренажере, чтобы снизить на 25% эмоциональное напряжение вызванное стрессом.
6. Чаще улыбайтесь. Если улыбаться  чаще, то можно вызвать хорошее настроение на подсознательном уровне. Хвалите себя. Это вроде бы просто, но многие из нас только усугубляют стрессовое состояние, ругая себя. В следующий раз, поймав себя на самоунижении, проговорите вслух, а еще лучше напишите о себе что-нибудь хорошее.
Обсуждение: выявили ли Вы у себя наличие стресса? Какими методами борьбы со стрессом Вы пользовались раньше? Какие новые методы узнали, и будете применять?
Реквизит: листы, равнее количеству участников, ручки.
Время проведения: 15 - 20 минут.


Упражнение «Ерунда? Катастрофа?»


Каждый из участников записывает на карточке описание проблемы, которую он хотел бы разрешить в ходе тренинга. Затем карточки передаются тренеру, тот тщательно перемешивает их и вновь раздаёт. В итоге каждый из игроков получает от какого-то партнера по тренингу его насущную проблему. Если же вдруг ему досталась его же карточка, это не отменяет его работу над ней, ведь в самом физическом акте "передачи проблемы" уже произошла эмоциональная сепарация - отделение. Теперь даже на собственную запись участник сможет посмотреть взглядом иным, более отстраненным, а значит – более точным. В течение 10 минут каждый должен приготовить свой "рецепт" того, как можно было бы справиться с ситуацией, полученной для отработки. Главная задача – попытаться максимально взвешенно представить себе проблему и перевести её из рубрики "ПРОБЛЕМА" в разряд "ЗАДАЧА".
По сигналу тренера все собираются в круг и объявляют о своих рекомендациях. После того, как игрок получил возможность высказаться и обнародовал свой вердикт, автор карточки с проблемной ситуацией имеет право проявить себя и задать уточняющие вопросы, прояснить то, что требует дополнительных комментариев.
Реквизит: листы, равные количеству участников, ручки.
Время проведения: 15 минут.

Упражнение «Рисуем чувства, связанные с учебой в ВУЗе».


Ведущий: У каждого из Вас бывали сложные ситуации, связанные с учебой. Вспомните одну из них, которая случилась с вами в ВУЗе. Закройте глаза, почувствуйте своё состояние. Нарисуйте символический образ этого чувства на листе бумаги. Определите это чувство. Назовите его. (10 минут). Во второй части упражнения участникам предлагают изменить рисунок (дорисовать его), чтобы они почувствовали себя комфортно. (5 минут)
Реквизит: листы А4, равные количеству участников, фломастеры, цветные карандаши.
Время проведения: 15 минут.

 

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 >>
Пройдите по ссылке и ознакомьтесь с правилами по конфликтологии