Каникула * / История Клуба / Братья Карамазовы», СТЭП, СТЭМ
Авторизация
Фонд ССО-БЛАГОЕ ДЕЛО
Юбилейный Сайт АВТФ-50
Ассоциация выпускников ТПУ
Выпускник ТПУ
Каникула на YouTUBE
Каникула в Контакте
Летопись ССО по годам
Братья Карамазовы
СТЭП "Имени Евг. Сазонова"
1978-1982 годы

Студенческий театр эстрадных миниатюр 
«Имени Евг. Сазонова»» в 1978-1982 годах

Осенью 1978 года после очередного «Фестиваля искусств 1-го курса» Правлением клуба «Каникула» было принято решение из нового поколения студентов АВТФ организовать новый коллектив студенческого театра. Театр несколько изменил свое название и стал называться более традиционно: студенческий театр миниатюр (СТЭМ) «Им. Евг. Сазонова». Руководить новым составом театра стал Владимир Щербаков.
В состав театра была приглашена группа студентов 1978 года поступления, которая под руководством Владимира Щербакова приступили к репетициям. В первых составах начинают работать Александр Анфимов, Евгений Гундарев, Николай Ковалев, Сергей Морозов, Валерий Никулин, Дмитрий Обухов, Досалы Суеншибаев, Александр Шпаков и звукооператоры Александр Онищенко и Ильдар Хайретдинов.

Фрагменты новой цирковой программы театра каникуляры увидели уже на январском вечере 1979 года «Посвящение в каникуляры», а окончательный вариант программы был представлен на вечере, посвященном 10-летнему юбилею клуба «Каникула» в марте 1979 года. Программа оказалась весьма удачной, и театр зажил своей жизнью. Франтоватые джентльмены в шляпах и с бабочками стали визитной карточкой нового состава театра.
Но участники театра были заняты в клубе не только в репетициях, под руководством Владимира Щербакова к 10-летию клуба по линии сцены была построена стилизованная стенка, которая выполняла одновременно две функции: отделяла «гримерную» от главного зала и использовалась как барная стойка при работе бар-кафе. Активно участника театра были задействованы и в других мероприятиях клуба, часть из них выступала в составе агитбригады клуба «Каникула».

В апреле 1979 года с участием театра миниатюр на факультете была проведена очередная «Юморина АВТФ», а участие в Юморине победителя конкурса театров миниатюр города Томска 1979 года агитбригады Иркутского политехнического института «Контакт» стало отличным подарком для студентов АВТФ. И как это может показаться не странным, но на юморине АВТФ очень удачно выступил и СТЭМ «Нюанс» из Новокузнецка, которому на конкурсе досталось только 7-ое предпоследнее место. По сути, говоря на конкурсе у театра, была практически та же самая проблема, что и у многих начинающих студенческих театров миниатюр, то есть если на «большой сцене» выступление получается не столь удачным, то в достаточно небольшой аудитории с небольшой сценой таких проблем не возникает.

Ну а новый состав СТЭМ «Им. Евг. Сазонова» на прошедшем в ноябре 1979 года конкурсе театров миниатюр ТПИ стал победителем этого конкурса. И вдохновленный таким успехом весной 1980 года почти в неизменном составе театр начал подготовку к участию в традиционном апрельском конкурсе студенческих театров миниатюр города Томска.
Программа театра под названием «Братья Карамазовы представляют…» была написана самими участниками театра. Программа была обкатана на выступлениях в клубе «Каникула», просмотрена специальной комиссией из комитета ВЛКСМ ТПИ и театр был допущен к выступлению на городской конкурс.
Однако на городском конкурсе выступление театра оказалось неудачным. Сказались две серьезные проблемы: первая и уже отличительная черта это отсутствие опыта работы на «большой сцене», а вторая проблема  заключалась в том, что очень сильно подвела техника. Фонограмма, подготовленная для выступления, оказалась плохого качества, во время выступления начались технические неполадки, и выступление пришлось заканчивать на чистой импровизации участников спектакля. Впечатление зрителей от выступления на конкурсе оказалось очень смазанным.
Неудачное выступление на конкурсе 1980 не охладило участников театра. Театр продолжал выступления и участвовал в течение года во многих мероприятиях клуба. Осенью 1980 года на тему студенческой жизни в общежитии театр делает постановку мини спектакля «Вздоры и врали». Спектакль получился эффектным и запоминающимся.

  В конце февраля 1981 года Михаил Пыпкин приносит на художественный совет театра тексты трех миниатюр. Остро сатирические тексты на реальные темы студенческой жизни с ярко прописанными характерами. Решение коллектива однозначно - будем ставить и начнем  подготовку к участию в очередном городском конкурсе.
Впервые за последние годы в репертуаре театра появляются миниатюры, в которых есть и главные женские роли. Исполнение женских ролей поручают Ларисе Авхимович, которая блистательно справляется с выполнением режиссерского замысла. С изяществом и тонким чувством юмора Лариса доносит до зрителя сущность происходящего на сцене.
Меня пригласили на самую первую встречу участников театра в новом сезоне, которая была предназначена для ознакомления с текстами миниатюр и распределением ролей для исполнителей. Внимательно ознакомившись со сценарием, я предложил из представленных миниатюр сделать единый спектакль, для чего ввести в миниатюры сквозных героев, а между текстами миниатюр написать необходимые переходные связки - в результате такой работы уже к следующей репетиции текст был дописан и получился цельный законченный спектакль. Репетиции новой программы пошли в клубе полным ходом
В это же время с рабочей кухней театра миниатюр захотела познакомиться Наталья Шимкевич, которая в течение 1980 года творчески поработала с агитбригадой «Каникула». И в итоге такого совместного сотрудничества агитбригада «Каникула» вновь вернула себя звание одного из лучших агитколлективов и на конкурсе агитбригад ССО Томской области заняла в 1980 году второе место.

На репетиции театра Наталья сначала дала несколько полезных советов участникам спектакля. Потом она стала приходить на каждую репетицию и помогла сначала расставить мизансцены переднего и заднего плана, а, в конечном счете, за счет индивидуальной работы с каждым актером, помогла проявить им свои лучшие характерные только для них актерские качества.
Еще на стадии репетиций спектакль стал обрастать слухами, на репетиции в клуб стали приходить студенты, чтобы посмотреть на работу актеров театра.
Спектакль получился ярким, насыщенным с отличной работой всего коллектива. На мартовском конкурсе театров миниатюр ТПИ 1981 года при битком набитом студентами зале, театр выступает со своим новым мини спектаклем под названием «Студенческая жизнь, как она есть!» Надо честно сказать, что, несмотря на то, что в тот год в конкурсе приняло участий шесть факультетских театров миниатюр, но, к сожалению, уровень всех этих коллективов был очень слабый.
Мы говорили об этом во время обсуждения итогов конкурса с организаторами конкурса, которыми были комитет комсомола ТПИ и профком института. Однако делового и заинтересованного разговора не получилось, в результате чего была написана статья, которая была опубликовано как раз в канун начала очередного городского конкурса театров миниатюр 2 апреля в газете «Молодой ленинец». Статья называлась «Театр миниатюр: кризис жанра?» в ней был подняты многие актуальные вопросы по развития жанра студенческих театров миниатюр.
Но вернемся к итогам конкурса в ТПИ. При таком уровне театров СТЭМ «Им. Евг. Сазонова» становится безоговорочным победителем конкурса и завоевывает право выступать на конкурсе театров миниатюр города Томска.

На репетициях театр продолжает оттачивать свое мастерство и готовится к выступлению. Но практически за полторы недели до начала городского конкурса с руководством театра возникают проблемы. Руководитель театра ставит вопрос ребром и в результате Владимир Щербаков уходит из театра. На городской конкурс театр представляют Анатолий Соловьев и Наталья Шимкевич.
На конкурсе театров миниатюр города Томска после проведенной уже жеребьевке нам с Натальей вдруг сообщают, что к публичному просмотру театр допущен, не будет, а просмотр программы состоится в закрытом режиме при пустом зале и конкурсной комиссии.
Кто настучал или решил перестраховаться, и по какой причине спектакль был снят с показа доподлинно неизвестно. Ведь право участвовать в городском конкурсе, было завоевано, и допуск на конкурс был официальный.
К сожалению, этот факт не нашел никого отражения в книге, которая была выпущена к 400-летию города Томска об истории конкурсов студенческих театров миниатюр города Томска под названием «Томская Юморина 1975 - 2004». 

Играть спектакль при пустом зале, все равно, что играть на пустом стадионе без зрителя или выступать фигуристам и гимнастам без музыки. Тем не менее, участники театра выложились по самой полной программе. Мы с Натальей Шимкевич сидели сзади жюри и смогли воочию наблюдать реакцию членов жюри, по своей сути впечатления от игры и цельности самого спектаклю у членов жюри вызвало самые благоприятные эмоции. Однако когда началось обсуждение спектакля, на головы участников посыпались упреки, по поводу самой игры к участникам театра никаких замечаний не поступило, а все эти упреки были высказаны в адрес руководителей театра. Программу признали вредной и злопыхательской на нашу советскую действительность, кое-кто из членов жюри в запале договорился, чуть ли о некой деятельности… Расстрелять правда не обещали как это случилось с «Граммофоном» на следующий год, но результат был таковым. Ну и, кстати, уже сказать, то, что победитель этого конкурса получал право выступать на Всесоюзном конкурсе, для участников театра никакого особого значения не имело, да и узнали об этом практически уже во время подачи заявки на выступление.
Да программа театра была очень острой по своей социальной сути и вскрывала целый ряд пороков в студенческой среде, а в совокупности с яркой игрой актеров театра, явно усугубляла эффект от самого спектакля.
Вместо того, чтобы проблемы, поднятые в спектакле, активно обсудить в студенческой среде спектакль по форме просто закрыли от массового показа.. Однако слух о поставленном театре спектакле разлетелся по городу Томску и через небольшой промежуток времени спектакль был показан на одной из встреч в клубе «Кварта».
Памятуя о сложившейся практике и подходах жюри к оценке выступлений, в 1982 году коллектив театра первоначально не планировал участие в конкурсе. Но после некоторых размышлений было принято решение подготовить для выступления на конкурсе специальную программу, которую сыграли в жанре мимопластики и дали ей соответствующее название «Ни слова о клопах…», то есть за время выступления состоящего из 4 миниатюр на сцене не было не произнесено ни одного слова. Актерский потенциал участников театра в тот период был настолько высок, что даже в этих мимических лирических сценках был явно заметен и в результате, несмотря на то, что в конкурсе было представлено 7 театров, второе место в тот год не было присуждено ни одному из участников, а СТЭМ «Им. Евг. Сазонова» вместе с театром «Гротеск» (ТГУ) поделили на двоих 3 место. Сергей Морозов был признан лучшим актером конкурса 1982 года.
К сожалению, для большинства членов того состава 1982 год был предпоследним годом учебы  и больше в таком составе театр уже не выступал.


Подготовлено для сайта «Каникула»   А. Соловьев                                              5.06.2012.

Чего Вы все не ожидали
Покажем спектакль мы Вам «Вздоры и врали»

Наталья Шимкевич - художественный руководитель СТЭМ «Имени Евг. Сазонова»
в сезонах 1981-1982 годов.
Несколько фрагментов из встреч в клубе «Каникула»



Каникула * / История Клуба / Братья Карамазовы», СТЭП, СТЭМ

Tomsk Polytechnic University
2010 - 2019 © Canicula Club